Протестующие против выставки

Около 20 донских казаков вечером собрались у входа в «Гельман-галерею», где в 18:00 должна была открыться навеянная образами Pussy Riot выставка «Духовная брань». Ранее представители РПЦ назвали мероприятие «актом циничного террора» из-за того, что на нём представлены иконы с изображением святых в балаклавах — главном символе группы Pussy Riot.

«Никого сюда не пускают. Казаков повязали, они сидят в полицейских автобусах. Казаков было очень много! Они начали бить физиономии, отлупили, как, я понял, журналистов», — рассказал нам по телефону Андрей — один из очевидцев, который находился на «Винзаводе».

Казаки пытались проникнуть в помещение галереи, выкрикивая лозунг «Либеральный фашизм не пройдет». По словам одного из протестующих, к центру современного искусства «подойдут ещё 200 человек и мало вам не покажется». Перед входом дежурили вооруженные дубинками сотрудники полиции и два автобуса с ОМОНом.

Как сообщил на своей страничке в Twitter блогер Илья Варламов, в ходе акции уже задержаны несколько человек. В 19:17 он же написал: «пока все спокойно. Гостей пустили на выставку. «Православные» ходят вокруг и хотят сжечь экспонаты и всех поколотить».

Чуть позже появилась информация о задержании казачьего атамана и православного активиста Димитрия Энтео, ранее на своей страничке Вконтакте призвавшего своих сторонников сорвать открытие выставки.  

Спецкор «Вечёрки» Андрей Коц разбирался в ситуации, находясь на месте событий:

21:25. Гости выставки начинают постепенно расходиться. По местам базирования отправилась и большая часть полицейских. Впрочем, по словам организаторов выставки, они не исключают нападения и завтра.

21:00. Есть среди гостей «Винзавода» и иностранцы.

— У этих художников очень интересное видение, — считает русская американка Надежда. — Художник имеет право на вымысел. Подобные вещи не должныоскорблять верующих.

— Имели ли право на вымысел авторы фильма «Невиновность мусульман»? — интересуюсь у женщины.

— Нет, конечно. Ведь это же оскорбление мусульман, — искренне не понимает намёка Надежда.

20:50. «Вечёрке» удалось проникнуть на территорию «Винзавода» через неохраняемый чёрный вход. За забором — осадного положения как будто и нет. В летнем кафе гудит весёлая компания, слышатся тосты и звон стаканов. Лишь четыре автобуса с полицией и оборванная на входе в павильон афиша свидетельствуюто происходивших здесь событиях. Сами организаторы выставки не считают себя ни в чём виноватыми, но заранее подготовились к открытию и оповестили полицию о возможных провокациях.

— Эти так называемые казаки пытались перекрыть вход в павильон, рассказал «Вечёрке» один из организаторов выставки культуролог Роман Багдасаров. — К счастью правоохранительные органы сработали оперативно. Не вижу причин, по которым эта выставка могла бы оскорбить прав верующих.

— А разве «Святая троица» в балаклавах — это не кощунство?, — интересуюсь у культуролога.

— Нет, у каждого иконописца — своё видение. Даже Андрея Рублёва в своё время критиковали.

Сравнивать великого русского иконописца с гражданином, подрисовавшим отцу, сыну и святому духу маски на лицах — это, конечно, сильно. Однако посетителей выставки такое сравнение не смущает. Художества современных «иконописцев» они рассматривают с большим интересом.

20:15. «Винзавод», судя по всему, перешёл на осадное положение. Руководство галереи отказывается пропускать внутрь даже гостей с пригласительными билетами.

— Это прямое нарушение законодательства, — разговаривает с журналистами через забор один из организаторов выставки Наталья Пелевина. — Мы будем судиться с руководством «Винзавода» — они отказываются пустить даже прессу. В настоящее время на территории ничего не происходит. Всех злоумышленников полиция задержала. Чего боятся владельцы галереи, я не знаю.

Толпа у ворот не рассасывается, а наоборот увеличивается. «Теперь точно дождусь, пока не откроют. Хочу посмотреть, из-за чего столько шума», — мрачно закуривает один из не попавших внутрь гостей выставки.

19:50. В Четвертом Сыромятническом переулке прямо на проезжей части стоит несколько десятков человек. По обочинам припаркованы пять полицейских автобусов. Столичные правоохранительные органы отреагировали быстро: вход на территорию выставочного центра «Винзавод» оцеплен, трёхметровые створки ворот наглухо закрыты. Внутрь никого не впускают.

— Казаки уже давно разбежались, — рассказал «Вечёрке» очевидец событий Дмитрий пришедший посмотреть на выставку. – Двоих-троих, вроде, затолкали в автозак.

Перед закрытыми воротами столпились, в основном, журналисты и оппозиционная молодёжь. За воротами видны праздно шатающиеся посетители выставки. Но их также не выпускают наружу. 

В 19.00 «Вечёрка» дозвонилась до «Гельман-галереи». Девушка, не пожелавшая представиться, рассказала:

— На улице продолжают бушевать активисты из числа казаков, пытающиеся препятствовать посещению выставки икон работы Жени Мальцевой. Некоторых из особо активных полиция арестовала. Но штурм галереи продолжается. Казаки и их сторонники пытаются проникнуть в помещение галереи, которую мы заперли сразу же, как только во дворе завода начались волнения.

— Есть ли вероятность того, что они все же проникнут в галерею?

— Нет. У нас надежная охрана.

— Экспонаты продолжают висеть на стенах?

— Да, а зачем нам их прятать? Все равно никто не прорвется внутрь.

— Как долго вы готовы держать оборону?

— Столько, сколько это понадобится.

По последним данным, за нарушение общественного порядка в 4-м Сыромятническом проезде были задержаны девять человек, которых доставят в отдел полиции для профилактической беседы.

Всего в галерее выставлены 7 работ художницы Евгении Мальцевой, четыре из которых представляют собой картины, стилизованные под иконы. Как говорится в анонсе мероприятия на официальном сайте «Винзавода», «икона во все времена была зримым воплощением христианского учения. Менялась эпоха – обновлялись образы. Однако в течение большей части XX века в российской иконописи – по известным причинам – не происходило ничего нового. Своим новым проектом мы отвечаем: это иллюзия. У христианского искусства есть будущее, хотя бы потому, что иконы прошлого далеко не идеально отражают священные догматы».

Источник: