Правозащитный кинофестиваль «Сталкер»

11 мая 2010 года в региональном информационном центре «ТАСС-Урал» состоялась пресс-конференция на тему: «Благотворительная акция кинофестиваля о правах человека «Сталкер» пройдет в Екатеринбурге». С 17 по 21 мая 2010 года в Екатеринбурге будет проходить благотворительная акция Фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер». Среди организаторов кинофестиваля — Союз журналистов России, Свердловский творческий Союз журналистов, Московская Гильдия актеров театра и кино, Уральское отделение Союза кинематографистов России. Фестиваль открыт для широкой зрительской аудитории, на все кинопоказы и творческие встречи вход свободный.

15 лет назад был придуман правозащитный фестиваль «Сталкер».Отличие этого фестиваля в том, что идет отбор, показ замечательных картин. Эти картины не имеют широкого проката. Этот фестиваль замечателен тем, что каждый год, в декабре, проходит конкурс и сам фестиваль, а в течение года этот фестиваль ездит по стране, согласовывает программу, проводятся бесплатные показы для зрителей. Фестиваль пользуется большим вниманием как со стороны общественности, СМИ, так и со стороны зрителя. Каждый день на показ игровой картины будет прилетать режиссер этой картины, будут дискуссии.

Когда мы 15 лет начинали проводить выездные акции кинофестиваля «Сталкер», первый город, который мы посетили, был Екатеринбург. Этот фестиваль существует с 1995 г. Сначала он проводился как разовая акция, никто не думал, что этот фестиваль будет жить 15 лет! Тогда, в 1995 г. в стране была проблема смертной казни, никто не хотел ее отменять. Кинорежиссеры в своем творчестве обратились к теме смертной казни, появилось очень много фильмов на эту тему, и мы решили попробовать организовать первый кинофестиваль о правах человека. В голову сразу пришло название «Сталкер». Проведя первую акцию, организаторы, кинематографисты, гильдия режиссеров поняли то, что больше никогда этот фестиваль проводить не будут. Потому что он напугал зрителей своим обилием фильмов о тюрьме, напугал кинематографистов своей серьезностью отношений. Мы поняли, что это никому не нужно, но самое главное, мы не смогли найти деньги на фестиваль, ведь нужны были призы, жюри и т.д. Никто не захотел давать деньги на его проведение. Нам сказали, что фильмы о тюрьмах, о правах человека неинтересны, что нужно сделать фестиваль «Мисс кино» или фестиваль на берегу Черного моря. Но наступили времена, когда в стране появились гранты, зарубежные деньги. Появились те организации, которые дали зеленый свет тому, чтобы поддерживать всевозможные проекты в области прав человека, культуры, образования. В России появился фонд Сороса, который поддержал все первые начинания в России, связанные с правами человека, в том числе и наш проект фестиваля «Сталкер». Мы поняли, что этот фестиваль нужно проводить не только в Москве, но и во многих регионах России, и мы обратились с таким большим проектом в Европейский Союз, который поддержал наш фестиваль. С тех пор в декабре каждого года в Москве мы проводим данный фестиваль. Работает большое жюри, которое дает призы, просматривается более 100 фильмов. После того как мы не захотели проводить этот кинофестиваль, многие кинорежиссеры стали обращаться с просьбой продолжать проводить его, потому что они снимают фильмы на тему прав человека. Жюри состоит из тех людей, которые на себе испытали, что такое права человека. В первый состав жюри входили актер Георгий Степанович Жженов, писатель Анатолий Игнатьевич Приставкин, Вадим Абдрашитов, Елена Цыплакова и т.д. Закончило работу жюри, фильмы получили призы, и дальше они были никому не нужны. Тогда мы поняли, что нужно обращаться в разные инстанции, для того, чтобы поддержали нашу идею проведения этого фестивали в регионах России. Но это уже не фестиваль как конкурс, а фестиваль, на котором показываются фильмы-призеры. Мы стали выигрывать гранты на общей основе. С тех пор фестиваль стал «кочующим». С одной стороны он проводится в Москве в Доме кино, где зал на 1,5 тыс мест, второй зал на 600 мест, одновременно в нескольких залах зрители смотрят фильмы. После этого мы выбираем те города, которым интересны эти фильмы, в которых есть Дома Кино, киноаудитория, хорошие правозащитные организации и начинаем кочевать по городам. Но не все так просто как может показаться, потому что, во-первых, сложно достать фильмы. Фильмы сегодня печатаются в единичном экземпляре. Зачастую фильм выходит, а потом исчезает, и его никто не видит, продают права на телевидении. Во-вторых, очень тяжело договориться режиссерами и актерами, чтобы они ездили представлять картины, потому что это не развлекательный фестиваль. Для того, чтоб встречаться со зрителями, нужно ехать и на дальний Восток, на Урал, в Сибирь и т.д. Но ни один год проведения фестиваля не сорвался ни один показ. В течение года проводится до 10 таких кинофестивалей. Каждый месяц в разных городах России проходят пятидневные акции, где совершено бесплатно зрители могут посмотреть фильмы-призеры предыдущего года. Всегда спрашивают: почему вы не продаете билеты, почему вы проводите фестиваль в больших залах, ведь можно взять маленький зал, и тогда зрители скажут, что был аншлаг. Всегда была проблема с тем, что бесплатное – значит что-то не качественное, никому не нужное. На самом деле этот предназначено для молодой аудитории, приходят студенты с журфака, правозащитники, те люди, которые не равнодушны к теме прав человека. Некоторые люди думают, что на этом фестивале читаются лекции о правах человека, но на самом деле мы показываем социально значимые фильмы, которые отражают те или иные аспекты права человека: право людей на свободную жизнь, на отдых, на защиту от посягательств на имущество, право детей на жизнь, кино против наркотиков, СПИДа, в защиту прав беженцев – все темы, которые сегодня на слуху, постоянно присутствуют на фестивале. В этом году мы решили объехать те города, в которых мы когда-то начинали свой фестиваль, и где удачно он проходил. В Екатеринбурге он будет проходить третий раз, также два года назад этот фестиваль проводился в Нижнем Тагиле. Приятно, что кино, которое сегодня делается, кому-то нужно. Фестиваль решает одну из главных задач: кроме того, что мы показываем новые фильмы, которые хотят увидеть зрители, мы даем возможность тем, кто делает эти фильмы встретиться со своими зрителями. Сегодня режиссер снимает фильм, но потом он не видит глаза тех, для кого он его сделал. Он по определению не может их видеть, потому что фильмы выходят в прокат или сразу на телеканалах. А на встрече со зрителями режиссер может получить ответы на свои вопросы, часто зрители не просто задают вопросы, а ставят интересные проблемы. Этот обоюдный, интересный контакт режиссера со зрителями происходит после фильма. В Екатеринбурге пройдет пятидневная программа. Для вашего города мы представим одну очень интересную тему. В этом году нас поддержал Европейский Союз, который предложил, чтобы мы рассмотрели несколько тем, есть ли фильмы на такие темы. Оказалось, фильмы такие есть. Тема очень просто и сложна одновременно — взаимоотношения милиции и общества. Это тема вашего города. В Петрозаводске будет представлена тема взаимоотношения армии и народа.

На открытие фестиваля приедет Лариса Садилова, тоже знаменитый кинорежиссер. Любая ее картина вызывает шоковую реакцию в обществе, споры, разногласия, но всегда ее фильмы становятся призерами многих фестивалей. Вы увидите ее новую работу с прекрасной актерской работой Виктора Сухорукова и Евгении Симоновой. Эта картина о трудном подростке. Фильм называется «Сынок». Лариса все истории берет из жизни, снимает в нашей российской глубинке. Кроме них также приедут Элла Архангельская, Хусейн Эркенов – это режиссеры среднего поколения. Они являются учениками Сергея Аполлинариевича Герасимова, мэтра нашего кино, который снимает фильмы с социалистическим реализмом – правду жизни, которая сегодня снова становится актуальной и интересной. Приедет главный герой очень популярной картины «Кремень» режиссера Алексея Мизгирева. Главного героя картины, милиционера, сыграл молодой выпускник ГИТИСа. Очень важно, когда зритель встречается с молодыми героями, которые сумеют объяснить, почему они снялись в этой картине.

Кроме того, что показ фильмов будет проходить в большом зале, в малом зале будут идти документальные фильмы, которые также отражают разные темы прав человека. Мы знаем и очень ценим фестиваль документального кино «Россия», который возник в Екатеринбурге, многие города завидуют тому, что у них нет такого большого солидного фестиваля документального кино. По просьбе Владимира Ильича Макеранца мы составили список тех фильмов, которые не были включены в программу фестиваля по разным причинам. Какие-то фильмы были включены в документальную программу и тоже представляют интерес для кинематографистов и зрителей Екатеринбурга. Это темы: «Кино о тоталитаризме», «Добрая воля и волонтерство», «Права человека и общество», «Милиция и мы», «Личность и общество». Сегодня у нас в стране существует бум документального кино, которое вызывает очень большой интерес. Сегодня, как и 20 лет назад, возвращается возможность высказаться через документально кино о том, что, к сожалению, сегодня нельзя говорить в телевизионных передачах. Программа построена так, что в 17 ч. будут начинаться документальные фильмы, а в 18-19 ч. будет начинаться программа в большом зрительном зале. Таким образом, за пять дней фестиваля будет показано 15 картин разного формата. Вход на все сеансы бесплатный. Мы проводим этот фестиваль вместе с Уральским отделением Союза кинематографистов России, за это им большое спасибо! Мы всегда стараемся выбирать площадки, которые действительно соответствуют международному уровню, потому что мы уважаем своего зрителя. Мы несем некоторые расходы, связанные с арендой кинозала для того, чтобы зрители ощутили звук Dolby в мягких креслах и удобных условиях.

Меня как журналиста особенно заинтересовала тема «кочующего»кинофестиваля «Милиция и мы». Кроме известных случаев расстрела в супермаркетах, я напомню одну местную историю. В начале 2000-х гг. у нас появился серийный убийца, женщина, которая жесточайшим образом убивала бабушек практически на всей территории Свердловской области. Я был не единственным, кто об этом писал и пытался делать телепередачи, но я был единственным, кто общался с этой подозреваемой, был допущен следственной группой к общению с ней, потому что им показалось, что у меня наладился с ней такой контакт, как они называют «доверительные отношения». Они рассчитывали на то, что мне, журналисту, она расскажет больше, чем следователю. Но как только от ее детства, первых опытов употребления алкоголя, наркотиков и т.д. мы подошли к тому самому времени, где, возможно, и сформировался ее инстинкт убийцы, прокурорское начальство прекратило мои контакты с этой женщиной, и все осталось в журналистских записях. Но было непонятно то, как эта тема пробилась на страницы одной небезызвестной газеты. Оказалось, что этот человек, и эта история, и это уголовное дело, было разменной монетой в местечковой борьбе различных планов в нашем милицейском сообществе. В результате тогда она выходила на свободу, с большими усилиями она была снова водворена в камеру. Это ни один, но самый яркий пример того, как человек, который, возможно, совершил десятки жестоких убийств выходит на свободу, потому что наша милиция ориентирована на что угодно, но только не на поимку преступников, не на раскрытие преступлений. Как эксперта Центра экстремальной журналистики меня интересуют фильмы правовой, правозащитной социально направленности. Здесь мы уже три года демонстрируем фильмы проекта «Frontline», который является международным социально ориентированным проектом. Я горжусь тем, что первый студенческий клуб «Frontline» в России организован в Екатеринбурге на базе родного мне УрГУ. Я как эксперт нашего Центра и как журналист участия в этом фестивале уверен, что он будет интересен не только мне, но и мои коллегам.

Владимир Ильич, мы являемся не только гостеприимными хозяевами, но часто на фестиваль «Сталкер» приезжают наши режиссеры и документалисты. Напомните, пожалуйста, несколько таких имен и фильмов?

Это Лидия Даниловна Котельникова, призер «Сталкера», Коршик, Морозов, это все документалисты. Я с моими картинами объехал с Игорем Юрьевичем полстраны с «Малышом».

Уральские фильмы берут призы на фестивале «Сталкер». Фестиваль будет проходить с 17 по 21 мая в Доме Кино. 20 мая состоится круглый стол. Приглашаем всех, поговорить на тему «Милиция и мы», о том, что интересует нас, и всех правозащитных организаций.

Да это правда. У нас существует традиция – каждый фестиваль что-нибудь посещает. Одни посещают колхозы, другие школы, наш фестиваль посещает места лишения свободы. Сейчас мы ведем переговоры для того, чтобы нам подобрали такое заведение, где есть кинозал, видеопроектор. Мы проводили показ в колонии №2. В этот раз мы заранее посылаем письмо в ФСИН в Москве, которые должны определить, где состоится такая встреча, и кто из режиссеров на нее поедет.

Также у нас состоится выставка социальных плакатов. Сейчас мы решаем, где ее размещать. У нас появилась новая выставка «Мир глазами журналистов и фотооператоров». Мы сделали выставку о тех фотокорреспондентах и назвали ее «Журналисты в горячих точках». Нам важно показать их труд, не то, что они снимают, а кто это снимает чьими глазами мы видим события, происходящие у нас в стране.

Будет более 24 плакатов, на которых представлены изображения журналистов-экстремалов, которые снимают в горячих точках, также фотокорреспонденты, которые снимают главные события в нашей стране, связанные с социальной темой.

Что отмечают организаторы фестиваля по поводу того, хотели бы сотрудники милиции придти на показ этих фильмов или нет? Может быть, они примут участие в обсуждениях?

Конечно, мы их позовем. Когда мы проводим этот фестиваль, начинается волна, возникает большой интерес со стороны руководства. Мы ведь не ставим перед собой задачу рассказать что-то необычное, что неизвестно городу. Так происходит, что на каждый круглый стол приходят люди, которым есть что рассказать. Мы не говорим, что после проведения фестиваля ситуация изменится, но мы даем возможность тем людям, которые к этому не равнодушны придти и выступить, высказать, встретиться с теми людьми, которые отвечают за эту работу. В некоторых городах, когда мы говорили о наркотиках, пришли чиновники, которые стали рассказывать, что в городе нет наркотиков. Тогда студенты им рассказали, в каких аптеках, какие лекарства, которые заменяют наркотики, можно купить, и они продаются свободно. Мы создаем непринужденную обстановку, в которой люди высказываются. Часто те, кто не может попасть на прием к начальству, таким образом, встречаются с определенными людьми, которые отвечают за то или иное направление в работе. Это очень ценно и важно для нас.

Это фильмы не попали в конкурс «Россия» не потому что они плохие. Каждая отборочная комиссия фестиваля формирует программу и представляет ее зрителю. Это фильмы, не имеющие и не могущие иметь прокат, потому что документальное кино у нас не прокатывается. А поскольку это не телевизионное документальное кино, а экранное, то это можно увидеть только в зале. Борис Карадждев, который родом из Перми, но уже давно преподает во ВГИКе, представит вниманию зрителей «Кино о тоталитаризме». Картину, а тем более документальную рассказать сложно.

«Мир на кончиках пальцев» — картина, которую снял Вячеслав Орехов, картину о слепых, как через пальцы они чувствуют окружающий мир.

Олеся Фокина, режиссер документального кино, неоднократный призер самого большого фестиваля документального кино «Россия», также она получала приз не «Сталкере». Владимир Эйснер входит в десятку ведущих документалистов страны.

Программа представлена так, что она не оставит никого равнодушным, фильмы рассказывают о конкретных судьбах людей в призме нашей истории. Самое главное, фильмы дают подсказку зрителю о том, как жить в этом мире, на что ориентироваться, как оставить после себя светлый след. Фильмы о правах человека — не какие-то очень проблемные, сложные, где все так же, как на улице, это фильмы все-таки с хорошим финалом. Фильмы подобраны не случайно. Каждый из режиссеров находи такой сюжет, что можно сделать из этого целую картину. Люди работают с документами, интервьюируют людей – это очень серьезный процесс с точки зрения профессии.

В доме кино у нас есть бесплатные пригласительные билеты, которые можно получить для своих друзей, сотрудников.

Игорь Юрьевич, в 1995 г. вы начинали с рассмотрения проблемы смертной казни, сейчас рассматриваете проблему взаимоотношений с милицией. Рассматривалась ли как-то тема ювенальной юстиции, о которой сейчас так многое говорят?

Да, это тема рассматривается постоянно, снимаются фильмы на эту тему. К сожалению, система не хочет меняться. Сегодня, с одной стороны, она открылась, но, с другой стороны она еще больше стала закрытой. Об этой системе говорят многое, в том числе и то, что ее надо вводить экспериментальным путем, но фильмы на эту тему не прекращаются. В частности Олеся Фокина продолжает снимать фильмы на эту тему. За украденный мешок картошки сейчас ребенка сажают в тюрьму, у нас нет структуры, которая помогала бы сберечь ребенка от того, чтобы он не попал в тюрьму.