Повелитель камней

Три года назад каменчанин Владимир Максименцев начал удивлять окружающих своим редким искусством, аналога которому нет, наверное, во всём мире.

Причём все, кто видит его работы, проходят три эмоциональные фазы: вначале восхищение, затем подозрение и, наконец, недоумение. Удивление наступает уже позднее, когда человек начинает понимать, что его не разыгрывают и что это не какой-то фокус.

Посмотрите внимательно на эти фотографии. Первое, что приходит в голову: интересно, на чём всё это держится? Чаще всего Владимир слышит именно это: «Как ты это сделал?» Ответу: «Просто взял и поставил» — никто не верит. Люди обязательно хотят проверить, пощупать, толкнуть каменные композиции. Ведь поверить в то, что они не склеены, не держатся на каких-то заранее подготовленных выемках или не скреплены чем-то ещё, просто невозможно. Когда Владимир прямо из подручного материала на пляже, то есть из морских камней, сооружает такой вот Стоунхендж, вокруг него быстро собирается вся пляжная публика. Ведь его уникальные композиции из камня совершенно не укладываются в понятия о законах равновесия. И в шоковое состояние приходят не только обычные граждане, но и учёные.

Глядя на работы Владимира, многие подозревают, что это просто развлекается какой-то фокусник, в лучшем случае дизайнер или архитектор. На самом деле Владимир не имеет никакого отношения к этим профессиям. По образованию он юрист, сейчас занимается бизнесом.

Впервые Владимир соорудил нечто подобнее из камней на пляже в Абхазии в 2007 году. Вы наверняка ведь в детстве тоже строили на пляжах замки или какие-нибудь сооружения из песка и камней? Вот так и наш герой. Просто из чистого любопытства решил построить из камней не банальный замок, а что-то посложнее. Поставил на огромный валун весом эдак в четверть центнера камень поменьше, сверху — маленький камешек размером меньше сигаретной пачки, а сверху водрузил огромный булыжник кило так на 20. Постепенно композиции стали получаться всё сложнее и оригинальнее. А вокруг росла толпа отдыхающих с вопросами. Некоторые даже пытались повторять за Владимиром — благо камней на пляже достаточно, но ни у кого не получалось даже и близко чего-то подобного.

— Говорите, не склеил? Сейчас мы проведём эксперимент, — спокойно произнёс он и протянул руку к композиции из камней.

Едва физик кончиком пальца коснулся верхнего камня, как хитрая конструкция мигом рассыпалась, едва не отдавив «экспериментатору» ноги. Толпа охнула.

— Что ты наделал? — зашипела на физика сопровождающая его дама. — Человек столько старался, а ты… Такую красоту разрушил.

— Так я думал, он приклеил… — смущённо бормотал физик. — Но подождите, такого не может быть! Это же нарушает законы физики! Как вы это сделали?

— Сложно объяснить, но я попробую, — ответил повелитель камней. — Никакого фокуса. Как только беру в руки камень, сразу оцениваю, есть ли у него линия вертикали. Она может быть смещена влево, вправо, но всё равно есть. Хотя иногда она визуально незаметна, и выглядит такая композиция действительно так, будто нарушает все законы равновесия. Просто взять обычный камень и просто поставить его на другой неинтересно. Интересно именно вот так, когда каждый подчёркивает невозможность сделанного. Просто надо иметь свой оригинальный взгляд, уметь по-особенному смотреть на вещи, понять их суть. Вокруг нас много предметов, из которых при наличии фантазии можно создать произведение искусства.

Готовя этот материал, я несколько дней лазила по Интернету, пытаясь отыскать нечто подобное. Не нашла. Сам Владимир тоже не знает, есть ли у него коллеги, создающие похожие творения.

Кстати, создать какие-либо образы в своих композициях — человека или животного Владимир даже не пытается. Но у зрителей нередко рождаются свои ассоциации. К примеру, каменная композиция, выросшая на его участке, очень похожа на дерево. Но у повелителя камней другие задачи: он всего лишь хочет сделать невозможное возможным да так, чтобы потрясало воображение. И, надо сказать, ему это отлично удаётся.

…Лето кончилось. Кончились и поездки на море. Теперь Владимир ограничивает полёты своей фантазии собственным двором, а черноморский голыш заменяет камнем из местных карьеров. Впрочем, от этого композиции стали ещё более изумляющими: острые неровные края камней, зависшие над пустотой, как будто ещё больше подчёркивают невозможность происходящего. Это вам не альпийская горка и даже не японский сад камней… Доставляя очередной камень в свой огород, Владимир уже примерно представляет, на что тот сгодится.

Дети-студенты Максименцевых толпами водят друзей на экскурсии к себе домой. Со временем Владимир подумывает организовать и выставку. Но вот как быть, если люди не верят не пощупав, а когда тронут, то всё это каменное и одновременно такое хрупкое сооружение тут же разваливается? За три года Владимир сделал всего около полусотни композиций.

— Я гонюсь не за количеством, а за качеством. При этом композиции все разные, повториться невозможно. Иной раз даже если какая развалится, так же уже не соберёшь.

В карьере и правда ветер был тише. Прямо на наших глазах за полчаса Владимир соорудил композицию из камней, подобранных тут же, под ногами. А мы — два физика (один из которых кандидат наук) и два журналиста в изумлении следили за его работой. Самые отчаянные попытались повторить действия Владимира, но больше одного камня торчком никому поставить так и не удалось.