Полное собрание у Чехова

«Российская газета» — Федеральный выпуск №5098 (19) от 1 февраля 2010 г.

Президент России Дмитрий Медведев встречал юбилей Чехова на родине писателя. Фото:Завражин Константин

Юбилей Антона Чехова, чье 150-летие отмечали в прошедшую пятницу, президент Дмитрий Медведев встретил на родине писателя в Таганроге.

Провинциальный Таганрог бережно хранит память об одном из своих самых известных уроженцев. Глава государства, приехав на родину Чехова, сам смог в этом убедиться. Возложив букет белых роз к памятнику писателю, Дмитрий Медведев побывал в музее «Домик Чехова», где в маленьких помещениях домика старого одноэтажного Таганрога осмотрел экспозицию, посвященную жизни писателя.

В Таганрогском драматическом театре, чей интерьер, к слову, выполнен по образу и подобию всемирно известного миланского «Ла Скала», главе государства показали короткий фрагмент спектакля «Все начинается с детства», в котором рассказывается о годах Чехова, проведенных в Таганроге.

О юношеских и уже взрослых годах жизни Антона Чехова поведала экспозиция в Литературном музее. Он работает в здании мужской классической гимназии, где учился писатель. Местная выставка переносит посетителя в то время, когда Чехов учился сначала в гимназии, потом в Московском медицинском университете, рассказывает о его поездке на Сахалин, о жизни в Ялте.

На память директор музея подарила главе государства копию чернильницы, которой пользовался Чехов, и копии писем, которые он писал в пути на Сахалин. А Дмитрий Медведев в свою очередь передал в музей два прижизненных издания Антона Павловича Чехова — сборник рассказов 1890 года и повесть «Мужики» 1898 года.

«В жизни каждого человека случайности имеют огромное значение. Например, в моей жизни получилось так, что мои родители имели полное собрание сочинений Чехова», — вспоминал чуть позже, беседуя с группой российских и зарубежных театральных деятелей, Дмитрий Медведев свое знакомство с творчеством Чехова. Так и получилось, что уже в конце четвертого класса томик Чехова стал настольной книгой президента. Сначала увлекали обычные юмористические рассказы Антоши Чехонте, потом в чтение пошли более серьезные произведения, пьесы, а в какой-то момент Медведев стал читать и письма Чехова.

«Вообще юбилеи — такая штука интересная, иногда наводит на печальные размышления вообще о том, что ты успел сделать, что не успел сделать, — заметил Медведев. — Я сегодня думал о том, что успел сделать Чехов, и поймал себя на не очень приятной мысли». Чехов ушел из жизни, когда ему было 44 года. «И сейчас я себя поймал на мысли, что он уже закончил свой жизненный путь, создав бессмертные произведения, которыми мы наслаждаемся до сих пор. Тоже повод для того, чтобы подумать», — подчеркнул президент, предложив театральным деятелям поговорить не только и столько о Чехове, сколько в целом о современном театре, его проблемах и перспективах.

Немецкий театральный режиссер Петер Штайн, заметив, что Чехов всегда был предельно скромным человеком, предположил, что писателю было бы неприятно присутствовать на подобном чествовании. «Вероятнее всего, он смеялся бы над нами», — уверен Штайн. Куда приятнее Чехову было бы увидеть, что театр в Европе и России не утратил свою роль, а подобные тенденции имеют место.

— Театр можно бросить в одиночестве, бросить его на произвол рынка, и финансирование театра можно передать в руки частным спонсорам, — горячился немецкий режиссер. — Но я считаю, что это чрезвычайно опасный путь. И я мог бы только пожелать, чтобы в России, где государство поддерживает театр, эта поддержка сохранилась так же, как я пытаюсь бороться за это и в других странах теми скромными методами, которые имеются в моем распоряжении.

Дмитрий Медведев согласился, что поддержка театра — приоритет любого государства. На который, правда, у любого государства денег не хватает, и Россия тут не исключение.

Медведев, по его собственному признанию, предполагал, что количество людей, которые посещают театры, у нас меньше.

— Поэтому нужно грамотно выстраивать политику, в том числе финансовую политику, по поддержке театрального искусства, чтобы эта цифра все-таки оставалась.

Режиссер Андрей Кончаловский заговорил о еще более тонких вещах — о том, как сохранить театр в условиях нелегкой конкуренции с телевидением и кино. «Важно думать о том, как не потерять тот духовный инструмент, который кино уже практически, а уж телевидение тем более, потеряло, — заявил он. — В театре осталось еще прямое общение, эта прямая вера».

— Несмотря на все сложности, театральное искусство все равно бессмертно, оно все равно никуда не денется, — попытался успокоить Дмитрий Медведев. — Сейчас появляются новые технологии. Но «Аватар» никогда не вытеснит театр, даже несмотря на то, что это очень красиво, очень сложно и очень дорого.

В статье«Скверно живете, господа»от 27 января редакция «Российской газеты» подняла проблему сохраненияуникального комплекса— родового гнезда великого писателя и драматурга Антона Павловича Чехова.

В материале был задан вопрос — почему единственный дом, который удалось построить отцу Чехова, находится в забвении.