Под знаком Рембрандта

ГМИИ им. Пушкина продолжает свою серию выставок, посвященных коллекционерам. На этот раз главным героем стал Николай Мосолов – человек, фактически благодаря которому музей и располагает большим собранием голландской – и не только — гравюры.

Тут история вообще интересная. Николай Мосолов – не только потомственный коллекционер, но и человек, сам освоивший искусство гравюры. Хотя никакой материальной необходимости зарабатывать ею себе на жизнь у него, разумеется, не было: происходил из весьма обеспеченной дворянской семьи. Достаточно сказать, что портреты его предков исполнены вовсе не крепостными малярами. Вот портрет деда – Николая Семеновича Мосолова – работы Кипренского.

Отец собирателя – Семен Николаевич Мосолов. Портрет написан Тропининым.

Однако Николай Мосолов серьезно учится — сначала в Санкт-Петербурге у Федора Иордана, затем и за границей, в Дрездене, Вене и Париже. Потом подтверждает звание «художника 3 класса» в российской Академии художеств – это, оказывается, было необходимым, чтобы получить разрешение держать дома печатный станок!

Делает серию гравюр с эрмитажных живописных произведений, прежде всего  Рембрандтов (были изданы в том числе и за границей).

Ну, а кроме того, Мосолов изучает и собирает гравюры различных европейских авторов. Сначала, конечно, любимого Рембрандта.

«Воскрешение Лазаря». Офорт, резец.

А вот «Мельница» — чистый офорт.

Рембрандтовские «Три дерева» соединяют офорт, резец и сухую иглу.

А это автопортрет – Рембрандт изобразил самого себя рисующим у окна.

Интересовал Мосолова и круг современников Рембрандта. Вот Ян Ливенс (он  Рембрандтом дружил и даже одно время делил с ним мастерскую). В данном случае интересно, что представлены два состояния одного офорта. Мосолов, как профессионал, этим особенно интересовался и подбирал целые серии (в данном случае у Ливенса – целых семь состояний офорта).

Якоб Рейсдал, знаменитыйсвоими лесными пейзажами.

Корнелис Бега, любитель характерных, почти гротескных  жанровых сценок.

Адриан ван Остаде.

Есть в мосоловской коллекции и рисунок – тоже большей частью голландский. Без Рембрандта тут, конечно, тоже не обошлось. Вот очень лаконичный рисунок пером.

Бартоломеус Бренберг. Здесь перо и кисть, а в тематике – идущие от итальянцев мотивы архитектурных руин.

Людолф Бакхейзен представляет, напротив, собственно голландский жанр морского пейзажа.

Абрахам Блумарт – представитель позднего голландского маньеризма.

И вот очень интересный Хендрик Аверкамп – здесь перо и акварель.

Конечно, Николай Мосолов не ограничивался изучением только голландской школы. На выставке в немалом количестве представлены иные авторы, времена и страны.

В Румянцевский же музей перешла после кончины собирателя в 1914 году его библиотека – сейчас часть научной библиотеки ГМИИ.

А вот семейное собрание западноевропейской живописи и скульптуры, вкупе с семейными портретами, оказалось в советское время разбросано поразным музеям. Так что здесь, на выставке, работы на время соединились.

Выставка очень хороша, и смотреть ее надо  долго и внимательно (предусматривайте на визит достаточно времени).

В Музее личных коллекций, до середины января.

Источник: