Под крылом у ангела

В конце сентября в центре Рима, в двух шагах от Ватикана, в Национальном музее «Кастель Сант Анджело» («Замке Святого ангела») в рамках перекрестного года Россия-Италия была впервые открыта уникальная экспозиция русских икон, в которую вошли сорок шесть произведений древнерусского искусства из частного собрания московского «Музея русской иконы». Корреспондент «РГ» побывала на презентации выставки «Русская икона» (XV-ХХ века).

Как известно, по понедельникам музеи обычно закрыты для посетителей, однако в понедельник, 26 сентября, национальный музей «Замок Святого ангела» — один самых известных музеев Рима — сделал все же исключение для ограниченного числа счастливчиков, которым удалось попасть на открытие выставки «Русские иконы». Наличие пригласительного билета с изображением архангела Михаила почти автоматически распахивало перед гостями музея его огромные железные ворота.

Затем элегантно одетые мужчины и женщины стремительно проникали вовнутрь и также быстро исчезали за стенами одного из самых таинственных и величественных сооружений Рима. Ощущения, которые испытывали в этот день первые посетители замка, были разными. По их собственному признанию, сначала ими неизбежно овладевало некое чувство тревоги, которое позже сменялось ярко выраженным любопытством к происходящему событию, а затем — восторг и удовлетворение от увиденного. Подобная реакция вполне оправдана. За свою многовековую историю замок стал свидетелем важнейших исторических событий. «Замок Святого ангела» был построен во II веке на месте мавзолея императора Адриана. Позже он стал местом укрытия для нескольких Римских Пап, а с начала XVI века в подземную тюрьму замка, расположенную непосредственно под крепостью, заключали неугодных Ватикану лиц, большинство из которых были неординарными людьми: художниками, поэтами, колдунами. К примеру, именно здесь дожидался своего смертного приговора выдающийся итальянский скульптор и живописец Бенвенуто Челлини.

Нам стало интересно — почему из всех мест в Риме выбор организаторов пал именно на «Замок Святого ангела»? По словам главного инициатора проведения выставки — Почетного члена Российской академии изящных искусств Лоренцо Дзикики, «Замок Святого ангела» является олицетворением культурной стратификации Рима: от мавзолея Адриана до места Рокка дей Папи. «А, во-вторых, замок крайне тесно связан с историей Италии, почти так же, как связаны с историей России русские иконы. Иконы означают для русских то же, что и пирамиды для египтян, храмы для греков. «Иконы — неотъемая часть вашего культурно-исторического наследия», — разъяснил Дзикики.

На открытии экспозиции, помимо официальных лиц — заместителя министра культуры России Андрея Бусыгина и государственного секретаря Министерства культурного наследия Италии Фраческо Мария Джиро — приняли также участие представители как РПЦ, так и Ватикана. В частности, с приветственным словом к собравшимся обратился Его Высокопреосвященство Кардинал Раффаэле Фарина — главный хранитель апостольской библиотеки Ватикана. Кардинал Фарина поблагодарил организаторов за редкую возможность насладиться произведениями восточнохристианской иконописи.

Интересно, что еще до официальной презентации экспозиции итальянская пресса называла эту выставку «уникальной» и «доселе невиданной». Действительно, это мероприятие стало еще и свидетельством тесных и динамично развивающихся взаимоотношений между православной и католической церквями. Среди сорока шести экспонатов, отобранных итальянской стороной, необходимо особо выделить одну из самых древних из дошедших до нас икон — «Богоматерь Одигитрия» (Грузинская), созданную в Новгороде в конце XV века.

В экспозицию также вошли единственный сохранившийся до наших дней образ небесных покровителей царственной семьи Годуновых и Деисус из шести икон, на которых изображены Богоматерь, апостолы Павел и Петр, Димитрий Солунский (Мироточец), архангел Гавриил и архангел Михаил.

Символично, что именно скульптурой архангела Михаила увенчана самая верхняя точка «Замка Святого ангела». Более того, основатель и владелец «Музея русской иконы» Михаил Абрамов заметил, что иконы с изображением архангела Михаила были приобретены им первыми и положили начало в его многотысячной коллекции.