Почему у российского бизнеса отшибло память?

На московской улице Донской у метро «Октябрьская» в красивом особняке прячется ровесник нового российского капитализма Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей . Вы слышали об этом месте? Были там? Главные его преимущества – тематика, огромная коллекция, удобное большое помещение и статус «негосударственный». Но сегодня это заведение испытывает ряд финансовых и управленческих проблем. Как должна выглядеть бизнес-модель музея, чтобы он стал окупаемым, посещаемым, более известным? Приглашаем вас решить кейс E-xecutive и помочь музею. А также обсудить лучшие кейсы на нашем портале через две недели.

Дом купца Ивана Простякова, школа для мальчиков, столовая американского общества для голодающих, детская библиотека и советский краеведческий музей. Это прошлое двухэтажного особнячка на улице Донской у метро «Октябрьская». Сегодня в этом здании находится Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей. Казалось бы, уже одно слово «предприниматель» должно гарантировать музею какую-то адекватность современному рынку. Да, именно рынку, хотя в данном случае речь и идет о предметах культуры и искусства. Кроме того, музей – негосударственный, а, значит, он должен уметь работать по современным бизнес-схемам, быть самоокупаемым. Сегодня же музей просто живет, то есть выживает. Его коллекция пополняется, обновляется, она способна привлечь внимания, как и услуги, которые на полукоммерческой основе, предоставляет музей. Но почему же это все не работает? В какой бизнес-модели сегодня нуждается это заведение? Как наладить коммуникацию между теми, кому интересно узнать про принципы воспитания детей в семьях миллионерах, стратегию торговли на бирже 100 лет назад, способах приумножения капитала или наборе продуктов, которые русские банкиры съедали за обедом, и теми, кто обо всем этом рассказывает? Как найти юридически и экономически идеальную модель взаимоотношений музея и партнеров из бизнес-среды? Как сделать помещения музея желанными для дискуссий и международных встреч?

В Европе пару–тройку лет назад стали учить культурному менеджменту. Художники творят, писатели пишут, кто-то что-то собирает, сохраняет для будущих поколений, открывает специализированные журналы. Но все это как-то так тихо, где-то там – в темноте высокой культуры. Но ведь у общества и бизнеса всегда был и есть запрос на красоту, на память, на приятное… И все, что делает сегодняшняя культура, должно быть вплетено в общественную матрицу, в матрицу экономических отношений. Тогда все будут довольны. Как это сделать? Интеллектуальные журналы и музеи стали заводить странички в Facebook . Теперь в этой панацеи от некоммуникабельности можно зафрендиться с «Наукой и техникой» , «Иностранной литературой» или московским Политехническим музеем . Художники сами открывают магазины (пусть и временные) своего искусства, не ожидая заказов от галерей. Так сделали, например, Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев . А музеям иногда удается стать модными, востребованными и известными уже благодаря самой модели работы с клиентами. Самый яркий пример – Коломенский музей пастилы . Старый деревянный дом, интерьер из русских романов XIX века, работницы – тургеневские романтичные барышни. Вы приходите в музей и покупаете билет на чаепитие. За чаепитием пробуете всевозможные сорта пастилы и слушаете историю этой сладости и города. Потом захотите в магазинчик музея, где эта пастила в красивых коробочках продается. Ориентируется музей не на одиноких посетителей, а именно на группы и на туризм, который в Коломне назвали познавательным. Музей самоокупается, плюс на доходы издает журналы, поднимая культурный дух маленького подмосковного городка.

Вернемся к нашему музею и нашей задаче. Музей открылся в 1991 году, основа коллекции – посвященная жизни российских предпринимателей выставка, прошедшая в том же году в московском Манеже. Сегодня в Музее – более 2500 подлинных экспонатов: денежные банкноты, книги учета, акции, финансовые отчеты, дневники купцов, рекламные плакаты, образцы упаковок с рекламой, ремесленные инструменты, печати, атрибуты быта и светской жизни предпринимателей царской России. А также первые артефакты российского бизнеса начала 1990-х годов, например, гигантские мобильные трубки так называемых новых русских.

Структура музея: Коллекция (самостоятельный просмотр или экскурсионный); клуб потомков знаменитых купцов; библиотека в пользу предпринимательства; возможность проводить совместные мероприятия с музеем (лекции, презентации, дискуссии).

На какую аудиторию сейчас ориентируется музей: на детей (Рождество, масленица, пасха, день рождения ребенка, день ангела ребенка), студентов, взрослых.

Оформление посещения: Билеты (50 руб.); абонементы. Стоимость экскурсии по музею – 500 рублей при численности до 10 человек, или 50 рублей с человека при численности более 10 человек.

Программа абонемента: Воскресный цикл лекций-экскурсий для взрослых и детей. Темы: «История и традиции российского купечества», «Деловая среда: Капиталистическое предпринимательство (бизнес) и развитие России в XVIII-начале XX века».

Тематика экскурсий, при которых учитывается профессия и возраст: «История успеха: семейный бизнес XIX – начала XX века, знаменитые семейные династии – Прохоровы, Морозовы, Рябушинские». «Путь – с нуля до миллионов: семья предпринимателя: особенности создания купеческих семей, воспитание детей, участие детей в семейном бизнесе». «Личные финансы – от книги домашних расходов до портфеля ценных бумаг: финансовые отношения между членами семьи, отношение к деньгам, особенности вложения личных денег в семейное предприятие, способы сохранения, защиты и приумножения личных и корпоративных капиталов». «Управление и маркетинг: социальная деятельность, создание рабочих городков, отношения в рабочем коллективе, работа с персоналом, общественная, гуманитарная, благотворительная и меценатская деятельность предпринимателей и членов их семей». «Увлечения и хобби деловых людей: купеческий досуг».

Присылайте ваши кейсы в течение двух недель до 4 октября 2011 года. Лучшие из них мы обсудим вместе здесь, на E-xecutive.ru! И таким образом, возможно, вы спасете один из самых интересных музеев России.