Плакаты как музейная ценность

В харьковском «Ермилов-центре» открылась выставка «Топ-20» — работы лучших мировых мастеров графики

«Это итог нашей повседневной работы. Проект этой выставки был разработан еще два года назад, мы возили ее в Киев и в Одессу, так как в Харькове для нее не было места, соответствующего помещения. Потому что работы — уникальные, очень большого размера, по два метра. Теперь мы смогли разместить их в «Ермилов-центре», — рассказывает Олег ВЕКЛЕНКО, президент Международной триеннале экоплаката «4-й Блок».

Не только экологические, но и театральные, культурно-зрелищные, социальные плакаты оказались номинантами триеннале и взяты для экспозиции из ее запасников. Олег Анатольевич утверждает, что выставленные работы имеют немалую художественную и культурную ценность, признанную во всем мире. И кроме того, ценность вполне материальную — коммерческую.

«Графика — это специфическая сфера. В мире естьспециальные музеи плакатов, которые хранят и постоянно обновляют коллекции. Есть музеи, закупающие именно тех авторов, которые представлены у нас, — рассказывает Олег Векленко. — В запаснике «4-го Блока» хранится еще шесть с половиной тысяч плакатов. И если бы мы получили государственную поддержку, в Харькове мог бы появиться один из самых интересных экологических музеев мира!»

Имена представленных дизайнеров — Юрия Суркова, Владимира Чайки, Алана Ле Кернака, Такеши Акияма, Давида Тартаковера, Никлауса Трокслера, Поли Шер известны во всем мире. Их география впечатляет не меньше — выставлены работы из Японии, Франции, Соединенных Штатов Америки, Германии, Швейцарии, России, Израиля, Ирана.

Современные плакаты представляют огромный спектр ощущений, уверяют кураторы выставки. В работах дизайнеров отражены национальные традиции, направления разных школ графики, размышления о жизни, Вселенной и искусстве, они несут эстетический мессидж обществу.

Триеннале «4-й Блок», которая проводится с 1991 года, вызвала значительный резонанс в мире, но до сих пор городские чиновники, занимающиеся культурой, не обратили внимания на шедевры графики, находящиеся в Харькове, сетует президент триеннале.

Галерист и арт-куратор Татьяна Тумасян говорит о том, что успех харьковских графиков в Украине и в мире не случаен, поскольку здесь присутствует сильная школа и авторов отличает профессионализм. Еще в начале ХХ века в Харькове сформировалась своя школа, которая сочетала идеи авангарда и традиции народной культуры Слобожанщины. А в формировании специфики харьковской школы графики второй половины ХХ века особую роль сыграли именно плакат и графический дизайн. То, что графическую дизайнерскую школу сейчас возглавляет профессор Олег Векленко, арт-куратор Татьяна Тумасян считает особой удачей и «большой радостью для Харькова». Особое положение Харькова на культурной карте Украины отмечают также студенты-выпускники из других городов. И, кроме того, арт-кураторы и критики мирового уровня. Больше об этом — в интервью с Татьяной Тумасян, которое выйдет в одном из следующих номеров «Дня».

Источник: