Пикассо вернулся в Москву через полвека

В Пушкинском — ажиотаж. Очередь к кассам растянулась на несколько десятков метров вдоль ограды скверика уздания музея. «Это будний день, что же в выходной будет,— переговариваются охранники на входе.— Как бы не начали ворота ломать». Сегодня в музее открылась большая выставка одного из главных арт-персон ХХ века, самого эпатажного и самого обсуждаемого, самого похищаемого (речь о работах, конечно) и до недавних пор самого дорогого художника прошлого столетия — Пабло Пикассо.

Выставка «Пикассо. Москва. Из собрания Национального музея Пикассо, Париж» — главный «гвоздь» художественной программы проходящего сейчас «Года Франции в России».

Парижский музей, предоставивший работы для московской выставки, работает с 1985 года. В нем, в отличие от других музеев, посвященных Пикассо, собраны картины, скульптуры, рисунки, не проданные когда-либо самим художником или галереями, а только те работы, которые художник хранил у себя до самой смерти. Их после кончины Пикассо передала Франции семья художника.

Больше 200 картин, десятки скульптур и керамических работ, литографии, фото, рисунки, альбомы оказались в ведении государства вместо налоговых выплат на наследство, но, в любом случае, эти работы в результате сделались доступными широкому зрителю, а музей стал одним из главных мировых центров по изучению жизни и творчества художника.

Сейчас парижский музей закрыт на реконструкцию, и поэтому мы имеем возможность видеть эту передвижную выставку в Москве. В занявшей несколько залов Пушкинского экспозиции — две с половиной сотни работ, причем представлены разные периоды творчества художника, в том числе и поздние, довольно мало известные отечественному зрителю, больше привыкшему ассоциировать с именем Пикассо работы ранних «голубого» и «розового» периодов вроде знаменитой «Девочки на шаре», хранящейся, кстати, в Пушкинском и выставленной тут же. Работы из собственного собрания московского музея дополняют экспозицию, приехавшую из Парижа.

Так полно и ретроспективно Пикассо не показывали у нас никогда, и теперь зритель может фактически нарисовать для себя портрет художника. Выставка организована хронологически, каждый зал отдан отдельному периоду или направлению в его творчестве, так что есть возможность проследить, как менялся почерк и настроения Пикассо в течение всей его долгой, почти 70-летней творческой жизни.

В первом зале — полный грусти и порой трагизма, самый ранний «голубой период»: написанная после самоубийства друга художника «Смерть Касахемаса», горестные фигуры «Слепого нищего с мальчиком», зловеще глядящая единственным глазом «Селестина». Продолжают экспозицию «розовый период» и кубизм. Тут есть как выполненные в классической еще манере работы, например, написанные гуашью «Два брата», так и этюды для кубистических полотен, натюрморты, сделанные в технике коллажа с использованием кусков дерева разной формы, гвоздей, угля.

Далее — сюрреализм, скульптуры: массивная бронза, тонкие проволочные линии, как режущие, так и организующие пространство, женский портрет из крашеного сита, гитары из жести, гнутого железа. Работы, созданные во время переворота в Испании и в годы Второй мировой — зачастую о жестокости и боли: лица женщин, искаженные страданием, «Плачущие женщины», «Бойня в Корее» с солдатами, наставившими ружья на детей и их матерей.

Среди прочего — подборка фотографий, запечатлевших разные этапы создания знаменитого монументального полотна «Герника», написанного после бомбардировки этого города во время испанской гражданской войны. Огромные баннеры с изображением «Герники» украшают лестницу, ведущую к самому большому залу экспозиции, где находятся работы Пикассо последних лет его жизни, скульптуры, экран, на котором показывают документальное кино о художнике. На нем можно увидеть, например, как Пикассо широкими мазками рисует на разделяющем его и камеру стекле.

в экспозиции уделено особенное внимание. В зале, названном «Русские балеты»,— фотопортреты самого художника, танцовщика и хореографа Мясина, Дягилева, Стравинского. Тут же — эскизы к костюмам, декорациям, занавесам балетов «Треуголка», «Пульчинелла» и первого балета, оформленного Пикассо для Дягилева, «Парад».

Портретов Ольги Хохловой, русской балерины, которая стала первой женой известного ловеласа Пикассо в его 36 лет, больше всего: и снимки, и рисунки, и написанный влюбленным художником нежный «Портрет Ольги в кресле».

Один из самых интересных в экспозиции — зал, отданный документам и фотографиям. Тут есть множество портретов самого Пикассо, часто — в мастерской и на фоне картин, есть даже фотоснимок 14-летнего Пабло. Рядом — фотографии его друзей и коллег, и, конечно, женщин, его муз, натурщиц, вдохновительниц, матерей его детей: Ольги Хохловой, Евы Гуэль, Франсуазы Жило.

В центре зала — документы под стеклом. В основном это — переписка с Ильей Оренбургом, другом художника, который в 1956 году помог сочувствующему тогда идеям социализма Пикассо устроить свою первую большую выставку в Москве. Тогдашняя выставка считается сейчас одним из символов «оттепели», но советские зрители воспринимали работы впервые открываемого для себя художника неоднозначно.

Рядом с заметкой об открытии выставки в «Правде» 56-го года — куда более интересное чтиво: книга отзывов, оставленных посетителями выставки полвека назад. Например: «Хотя непонятно, но потрясло» и подпись «Равнодушный человек». Или: «В некоторых картинах виден талант, в других — изнанка таланта, а в остальных — искание, желание что-то сказать, блуждание… и часто в потемках» и подпись «Не художник». Еще один посетитель сетует на то, что к выставке не выпущено брошюр, рассказывающих о художнике.