Peterburg2.ru Севр. Впрочем, Современный фарфор в Двореце Меншикова

В рамках программы «Год России во Франции и Год Франции в России 2010» 15 июня 2010 года в Меншиковском дворце открывается выставка «Севр. Современный фарфор», демонстрирующая работы сорока авторов, чьи творческие поиски и идеи воплотились в севрской керамике. Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с «Севр — город керамики» (Севрская национальная мануфактура) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры и коммуникаций Французской Республики.

Основанная около 1740 года и никогда не прерывавшая своей деятельности Севрская мануфактура на протяжении многих лет тесно связана с Россией, с Русским императорским двором. Благодаря дипломатическим подаркам, официальным заказам, приобретениям частных лиц — коллекционеров и ценителей фарфора, — в Эрмитаже сложилось одно из лучших в мире собраний севрского фарфора XVIII – начала XX века.

У каждой эпохи свои критерии и оценки произведений искусства. Севрские художники и мастера всегда следовали моде, следили за вкусами общества. В разнообразных фарфоровых изделиях находили свое воплощение многочисленные творческие идеи, технические и научные достижения. Как и в прежние времена, так и в наши дни, керамика Севра – это результат сочетания знаний и опыта мастеров и воображения художников. Она привлекает оригинальностью, качеством изготовления, смелыми нововведениями, о чем свидетельствуют около ста работ — скульптуры, вазы, настольные украшения и декор для предметов, входящих в столовые сервизы, — показанных на выставке.

«Этюд с натуры» Луиз Буржуа, находящийся на постоянной экспозиции в Эрмитаже и сделанный из синей резины, предстал на выставке во вс?м блеске двадцатичетырехкаратного золота.

Исключительная белизна севрского бисквита (неглазурованного фарфора) нашла свое воплощение в изготовленных в натуральную величину фарфоровых санях работы Натали Талек. Из бисквита сделан и замысловатый по форме «Дракон в облаках» Клеменс Ван Лунен. Он смонтирован из нескольких, изготовленных самой художницей фрагментов.

В керамике сочетания разных жанров приводят к оригинальным решениям, что свойственно именно этому виду искусства. Прекрасный образец — тарелка формы XVIII века, лежащая на искусно выполненных из бисквита камнях, траве и жабах. Ее автор — Хосе Леви. Его интересные произведения на грани скульптуры и декоративно-прикладного искусства изготавливаются на Севре с 2007 года. «Ваза с ребенком» — еще один пример его творчества.

Над созданием ваз — важной части продукции мануфактуры работали лучшие скульпторы и живописцы, придумывая множество форм и декоров. В 1994 году итальянский архитектор и дизайнер Этторе Соттсасс создал серию из четырнадцати ваз, носящих имена знаменитых женщин. На выставке можно видеть «Лауру» и «Саломею». «Лаура» близка к классическим формам, «Саломея» содержит черты конструктивизма. Все части, соединяющие вазы, подвижны. Гармоничным соединением фарфора и красного стекла отличается ваза «Рабаба» того же автора.

На протяжении трех последних десятилетий визитной карточкой современного севрского фарфора являются «странные и драгоценные» чайники Адриана Сакса, который в 1985 году изобрел девять способов их декора в технике «обман зрения». Так чайник «2CV» выполнен в стиле «псевдо дерево».

Сервизы всегда были особой гордостью Севрской мануфактуры. Для изготовления тщательно продуманных фарфоровых ансамблей, состоящих из множества предметов, привлекались лучшие художники и мастера. На протяжении многих лет севрские художники приглашались для работы в Россию на Императорский фарфоровый завод и частные мануфактуры. В начале XXI века для росписи севрского сервиза «Диана», двенадцать тарелок из которого представлено в экспозиции, были взяты эскизы выдающегося русского художника Эрика Булатова. Главная особенность этого сервиза — тарелки, не имеющие бортика («Марли»); такая форма появилась в начале XX века.

Оригинальность обеденного сервиза «Наслаждения гарпий», декор для которого создан Франсуазой Куардон, заключается в разноцветной окраске оборотных сторон тарелок с абсолютно гладким, ровным бортов. Розовый цвет использован в тех тарелках, где изображены гарпии; зеленый – там, где в декоре господствует листва. Другие цвета предназначены для блюд: фиолетовый – для дичи, белый – для рыбы или сыра, коралловые оттенки для омаров и супа.

Настольные украшения – «сюрту», часто сопутствующие сервизам, представлены композициями «Египетские руины» Анны и Патрика Пуарье, «Созвездия» Хауме Плензы, изделиями Джима Дина.

Куратор выставки – Ян Эрвинович Виленский, научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.