Память народа как основа современного искусства. О форуме «Аланика»

Во Владикавказе открылась выставка участников международного художественного симпозиума «Аланика». Работы 20 художников из 15 стран представлены в залах Республиканской научной библиотеки, а некоторые заняли место в ближайшем сквере. О том, как образ прошлого воплощается в современном искусстве , рассказывает культурный обозреватель «Вестей ФМ» Григорий Заславский .

В минувшем году международный художественный форум «Аланика» вошел в число номинантов государственной премии «Инновация» и даже дошел до короткого списка. И награда была бы вполне заслуженной, поскольку равных этому по масштабу проектов современного искусства на Кавказе больше нет. А тут — 20 художников из 15 стран, в том числе, из Грузии, Великобритании, Египта, Турции, наши — из всех кавказских республик. Подобные форумы, в общем, регулярно проходят по всему миру: художники, более или менее известные, съезжаются на 2 недели или даже на месяц, что-то придумывают, делают, по окончании устраивается выставка, после чего все работы становятся собственностью организаторов. Во Владикавказе симпозиум проходит при поддержке нашего министерства культуры, причем, что любопытно — при поддержке федерального минкульта, а не местного, северо-осетинского, а организатором уже восьмой год является Северо-кавказский филиал Государственного центра современного искусства.

Дело это не самое дешевое — надо найти хороших художников. Во Владикавказе в этом году собрались те, у кого за плечами есть уже и участие в Венецианской Биеннале, и в международных крупных арт-форумах — Арт-Дубай, Биеннале в Стамбуле, участие в крупных выставках в Тайбее и Лондоне. Но это, конечно, дорого не стоит. Деньги нужны, чтобы привезти всех этих художников, поселить их, накормить и создать все условия для конкурса, все необходимое должно быть готово к приезду участников.

А, скажем, британская художница Мария Маршалл захотела, чтобы самолет вычертил в небе цветным следом по-английски «СТОП», чтобы таким вот образом заявить ее художественный протест против, кажется, участия британских войск в афганском не очень мирном урегулировании. Вообще западные участники симпозиума были на удивление политизированными, причем — в резкой оппозиции политике своих правительств. Возможно, именно эти их взгляды и привели их в Россию, а других — наоборот, не привели: за неделю до начала «Аланики» от участия отказалась куратор из Англии, которая сослалась на украинские события, при этом не презрев финансовых своих интересов: отказалась вернуть уже выплаченный ей гонорар.

Но вот что представляется интересным и даже важным: очень многие художники, во всяком случае, не только наши и не только те, кто вырос на постсоветском пространстве, работают с памятью, с памятью своей собственной, с памятью своей семьи, с памятью страны, которая когда-то занимала одну шестую часть суши. И эти работы были, пожалуй, самыми интересными, поскольку говорили в них художники о том, что их по-настоящему волнует, и что совершенно опровергает расхожую мысль, что, мол, современное искусство — оно презирает границы, лишено национальных корней. Это — просто бред, в чем можно было убедитьсяна выставке участников. Где, например, казахский художник Александр Угай из библиотечных каталожных ящиков вырезал лекала национального осетинского костюма, так соединив две памяти народа — ученую, книжную и домашнюю, даже семейную, ту, которая передается из поколения в поколение, из рук в руки. А Аслан Гайсумов, детство которого в годы чеченских войн прошло в лагере для беженцев, выстроил перед входом узнаваемую брезентовую палатку и расписал ее внутри этаким Версалем, с амурчиками, стрелами и золотыми вензелями. Как мечта о дворце, красоте, часто — безумной красоте, безумной и безвкусной, которую чаще всего реализуют в неподобающих пространствах.

Источник: