Отцы и дети: Мобиль Ахмедов. «Педагогу так понравилось, что она тут же позвонила профессору Бюльбюлю и сообщила о самородке…»

В своей Галерее легендарный «парень из Баку», в прошлом звезда азербайджанского КВН, а ныне актер, художник и бизнесмен Бахрам Багирзаде продолжает знакомить читателей нашего сайта с неизвестными сторонами известных личностей. 

Сегодня мы представляем материал, подготовленный Бахрамом Багирзаде для рубрики «Отцы и дети», которая занимает особое место в его Галерее. О своем отце, народном артисте Азербайджана Мобиле Ахмедове рассказывает его дочь — Нигяр Ахмедова.

Народный артист Азербайджана Мобиль Ахмедов обладал блестящим вокалом, широким диапазоном и бархатным тембром голоса. Он вошел в историю азербайджанского искусства как прекрасный художник, актер и талантливый музыкант. Сорок два года своей жизни Мобиль Ахмедов посвятил Азербайджанскому государственному театру музыкальной комедии и за этот период сыграл более семидесяти ролей. Он создал замечательные образы, такие как Аскер в музыкальной комедии У.Гаджибейли «Аршин мал алан», Сярвяр в «Не та, так эта», ашуг Мурид в музыкальной комедии С.Рустамова «Дурна», в комедии «Свекровь» З.Багирова – образ Аяза, сирота в «Нищий сын миллионера» С.Алескерова, Тугай в музыкальной комедии «Одна минута» Г.Ханмамедова. А ведь он мог бы стать известным художником. И стал бы, если бы не Его Величество случай. Одна-единственная встреча изменила жизнь Мобиля Ахмедова навсегда. О судьбоносных случайностях в жизни Мобиля Ахмедова – в нашем интервью с его дочерью.

— Это был лучший папа в мире. Он родился 10 сентября 1931 года в городе Гянджа, на родине многих великих поэтов и музыкантов Азербайджана, принадлежал к знатному, богатому и благородному роду Зиядоглулар. Мой отец был благородным, необыкновенным, удивительным человеком и, несмотря на популярность, очень простым и доступным в общении. Не любил помпезности и напыщенности. Его дед МешедиЗяргяр Ага Мирза был известным ювелиром во всем Гянджабасаре. Находясь рядом с дедом, отец учился тонкому ювелирному искусству, но с раннего детства любил рисовать и мечтал стать известным художником. После окончания средней школы №5 имени М.А.Сабира, он поступил в Гянджинскую художественную школу, которую окончил с отличием. Воодушевленный выпускными оценками, отец приехал в Баку и в 1953 году с легкостью поступил в Художественное училище имени А.Азимзаде. Тогда он даже не представлял, что судьба уготовила ему иной путь.

Много лет спустя папа частенько вспоминал тот день, когда в его жизни произошло, казалось бы,  случайное событие, впоследствии изменившее его дальнейшие планы. Однажды зимним днем он возвращался из училища и проходил мимо Азербайджанской государственной консерватории. Окно на первом этаже было полуоткрыто, и он услышал, как кто-то распевается. Ему стало интересно, он прильнул к оконной раме и стал слушать. Молодой парень стоял перед роялем и пел. Отец набрался смелости и заглянул в окно. «У меня тоже есть голос», — сказал папа. — «Ну, заходи и покажи, на что ты способен», — педагог пригласила смелого парнишку в класс. Папа исполнил известную композицию «Эвлери вар хана хана». Педагогу  так понравилось, что она тут же позвонила профессору Бюльбюлю и сообщила о самородке-художнике, который «поет душой». А потом стало известно, что ее зовут Пери ханум. Маэстро спустился в класс и сам прослушал отца, а после они вместе отправились к тогдашнему ректору консерватории Ашрафу Аббасову и папу сразу же зачислили в консерваторию. Правда, студентом первого курса папа стал только спустя полгода. Ведь на момент его неожиданного появления перед Бюльбюлем учебный год был в самом разгаре, и профессор посоветовал отцу посещать подготовительные курсы. Папа начал посещать все занятия в консерватории, как он говорил, «просто для себя», а в начале нового учебного года стал студентом Азербайджанской государственной консерватории имени Уз.Гаджибейли, по классу вокала у профессора Бюльбюля.

Еще учась в консерватории, в 1955-1961 годах, он выступал на телевидении и радио, был  солистом Государственного эстрадного оркестра.

— Нет. Папа продолжал рисовать, но уже для себя. Помню, как мама часто повторяла, что если у отца забрать кисти и краски, его жизнь остановится. Все свое свободное время папа любимому занятию Представьте,  эскизы костюмов и декорации для музыкальной комедии С.Рустамова и М.С. Ордубади «Беш манатлыг гелин» созданы моим отцом. Свои работы он показывал только близким и друзьям. У него собралось более 80 полотен, которые я храню у себя. В 2006 году была организована выставка «Гянджа боялары», на которой была представлена часть его работ. К его 85-летию я собираюсь вновь организовать выставку.

— В моем папе было собрано все самое достойное, хорошее и благородное. Его бесконечная любовь и забота обо мне давали возможность всегда чувствовать себя защищенной и уверенной в завтрашнем дне. Я была единственным ребенком в семье, и родители меня баловали —  задаривали игрушками, исполняли все мои желания. Если отец чем-то был недоволен – просто молчал и хмурился, и я понимала, что виновата.

В нашей семье папа заботился о каждом, интересовался моими мечтами и всегда готов был помочь. Для меня важны были его советы. Он всегда был для меня примером для подражания, прост в общении. Прост и доступен. Но это была высокая простота.

Атмосфера у нас дома была непринужденной, веселой, всегда звучала музыка. Беседы в основном проходили очень интересно, понимали друг друга с полуслова. Говорили о новых произведениях, новых исполнителях, живописи, художниках. У отца было тонкое чувство юмора, он всегда смеялся громко, давал волю своей фантазии, то говорил, то подхватывал, веселился как ребенок. Папа любил анекдоты и сам образно рассказывал их. Изумительно мог копировать многих друзей по искусству. Отец любил празднично накрытый стол, обожал мамин плов, очень любил мою стряпню. Я пекла и очень старалась угодить, и он всегда хвалил меня.

 — Он хотел исполнить партию Кероглу в одноименной опере, это позволял его широкий диапазон и вокальные данные, и у него это получилось бы, если бы злопыхатели не вставляли ему палки в колеса.

Один из любимейших студентов папы, очень талантливый молодой человек Рамиль Гасымов, который, можно сказать, вырос в нашем доме, претворил папину мечту в жизнь. Отец возлагал на него большие надежды и не ошибся. В 2011 году Рамиль стал самым молодым исполнителем партии «Кероглу» на сцене национального Театра оперы и балета.

В фонде Азербайджанского телевидения и радио хранится около 600 записей с исполнениями отца. А ведь огромное количество пленок было уничтожено. Кому-то очень не нравилось, что отец исполнял те или иные произведения лучше них. Папа никогда никого ни о чем не просил и не обивал пороги Министерства культуры. Он был-то в министерстве всего два раза в жизни, да и то, когда получал почетные звания.

Расскажу, как отцу присвоили почетное звание заслуженного артиста Азербайджанской ССР. В 1979 году в Баку прибыл генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, которого встречал первый секретарь ЦК КП Азербайджанской ССР Гейдар Алиевич Алиев. В честь приезда важного гостя в Баку прямо на главной столичной площади был организован большой концерт, в котором участвовал и отец. Папа исполнял песню Тофика Кулиева «Ленин орденли Бакы». Утром следующего дня нас разбудил звонок от Тофика Алекперовича, который сообщил радостную новость. Папе присвоили почетное звание заслуженного артиста. Оказывается, Гейдару Алиевичу так понравилось исполнение папы, что наутро он подписал распоряжение о присвоении певцу почетного звания. А тогдашнее руководство Театра музыкальной комедии даже не задумывалось хоть как-то отметить его заслуги.

— Да…  Это была красивая звездная пара того времени. Моя мама — Эльмира ханум Ахмедова —  родилась и выросла в Баку. По профессии она врач, но в юности мечтала стать актрисой и даже успела сняться в кино. На съемочной площадке они и познакомились с моим отцом. Маме было 16 лет, когда ее, ученицу 10-го класса школы №23, пригласили на съемки фильма «Беюк даяг» и предложили роль Назназ. Картину снимали в Товузе, где в то же время папа и Театр музыкальной комедии находились на гастролях. Режиссер фильма «Беюк даяг» Абиб Исмайлов пригласил актеров театра принять участие в массовке в эпизоде со свадьбой. Если внимательно смотреть фильм, то среди «гостей» можно заметить и молодого Мобиля Ахмедова. В тот момент он впервые и увидел мою маму. Она подносила молодоженам хончу, а после станцевала перед гостями.

Думаю, мама сразу приглянулась отцу. Она была очень грациозной, яркой и юной. Отец был старше мамы на 17 лет. Между съемками «Беюк даяг» съемочная группа и актеры собирались вместе, шутили, рассказывали друг другу интересные истории. Конечно, она замечала его пронзительные многозначительные взгляды, и ей был интересен этот парень. Тем более что в то время он уже был популярным — и играл в театре.

Кстати, как рассказывала мама, однажды, задолго до судьбоносной встречи, она услышала по телевизору песню «Гарабагын гызлары» в исполнении молодого парня, имя которого она хорошо запомнила — Мобиль Ахмедов. Но тогда она и не предполагала, что им суждено быть вместе. После окончания гастролей театра папа должен был возвращаться в Баку. Он понимал, что понравившаяся ему девушка еще слишком юна для семейной жизни, поэтому не придумал ничего лучше, как просто уехать, так и не признавшись своей даме сердца в чувствах. Спустя несколько лет они случайно столкнулись на премьере спектакля «Гайнана». Родители мамы дружили с Насибой ханум Зейналовой. В антракте мама решила преподнести цветы великой актрисе и в коридоре встретила Мобиля Ахмедова. Они немного поговорили и разошлись, а после спектакля папапришел в гримерную к Насибе ханум просить сосватать за него Эльмиру. Насиба Зейналова согласилась помочь молодому актеру и отправилась в гости к своим давним друзьям, чтобы просить руки их дочери. А спустя некоторое время состоялась свадьба Мобиля и Эльмиры Ахмедовых. Кстати, после этой картины мама получила шесть приглашений на съемки фильмов, среди которых была роль Аси в «Аршин мал алан», но папа был очень ревнивым, и она была вынуждена отказаться от карьеры актрисы.

— Папа всегда советовал мне надеяться только на себя. «Учись, работай, будь сильной и ни на кого не полагайся. Никто и ничто не должны тебя сломить!»  — говорил он. Я всю жизнь следую его совету…

Отец скончался 2 июня 2006 года после длительной болезни. Ему было 75 лет. Его похоронили, как он и завещал, на кладбище «Сабискар» в Гяндже, в фамильном склепе «Сярдабя», где покоятся его родители.

Страницы:

Источник: