Открылась фотовыставка о моде шестидесятых

Конюшенный корпус ЦПКиО имени С.М. Кирова неслучайно выбран для проведения фотовыставки «Ленинградские моды 1960-70-х». В 70-е годы в Елагиноостровском дворце проходили выставки одежды Ленинградского Дома моделей. На многих фотографиях фоном служит прекрасный парк, созданный архитектором Росси, а также интерьеры дворца-музея.

На пресс-конференции знаменитые манекенщицы 60-70-х Лия Китц (лицо Ленинградского Дома моделей тех лет) и Евгения Хартлебен-Куракина (бывшая модель) рассказали о том, как пришли в профессию, вспомнили знаменитых ленинградских модельеров и фотографов, свои поездки по стране и за рубеж, ответили на вопросы журналистов, считалась ли их профессия престижной, а манекенщицы — элитой города, знаменитыми и высокооплачиваемыми.

Журналистам женщины, несмотря на свой возраст, представились на европейский манер — без отчества. Лия — коренная петербурженка, живет в Северной столице по сей день. Евгения давно переехала в Берлин. В Петербург она приехала на открытие выставки, здесь большая часть фотопортретов — из ее архива.

— В один прекрасный момент, уже живя за границей, я поняла, что у меня хорошая коллекция (я собирала не только свои фотографии, но и девочек, с которыми работала), и мне захотелось показать ее петербургской публике. Собирала их по крупицам, ведь доступа к фотографиям у нас, манекенщиц, не было. До сих пор не знаем, где находится все то, что было снято во время показов японских, итальянских, немецких коллекций. Я много снималась вместе с французской манекенщицей, но ни одного снимка мне не досталось.

Автор большинства фотографий — Петр Сегаль, он был одним из ведущих фотографов города, много снимал для ленинградских Дома мод и Дома моделей, считался своеобразным монополистом в этой области. Его давно нет в живых. По рассказам женщин, Сегаль прекрасно понимал, что снимать только в студии — скучно и тяжело, ему удавалось заказывать автобус, и тогда они отправлялись в ЦПКиО, в Петергоф, Ораниенбаум («это были милые и приятные отдушины»). Представленные на выставке портреты — это, в основном, фотосессии для ленинградского журнала мод. У него не было названия, он не продавался, но был в наличии каждого ателье.

В чем заключался «особый ленинградский стиль»? В строгости, классике, тональности, элегантности. «Наших девушек во всех городах на улице сразу отличали, узнавали в нас ленинградок», — говорит Лия.

За полвека многое изменилось: идеалы красоты, оплата труда моделей, даже представление о престижности профессии. В советские времена, по словам Евгении, многие считали, что ее работа — «это плохо, низко, недостойно, мы стеснялись ее, говорили, что работаем продавщицей или швеей».

Сегодня модели не надо «подрабатывать на полставки на фабрике», как приходилось Лие Китц и другим ее коллегам.

— В нашем словаре не было слов «диета», «похудеть», — вспоминает Евгения. — Наш администратор Мария Михайловна говорила: «Прожорливее манекенщиц никого в жизни не встречала». У нас был тяжелый физический труд, эдакий спорт, мы тратили много энергии…

В планах — показ выставки в Берлине, Париже. В Германии задуман интересный проект: в музее моды известного коллекционера Жозефины фон Крепл будут совмещены ленинградские фотографии с коллекцией одежды, которую продавали и носили в ту эпоху в столице ГДР, чтобы продемонстрировать сходство и различия советского и немецкого стилей.