Олег Митасов

В любом уважающем себя городе должен быть городской сумасшедший. А иначе это не город, а населенный пункт. За последние 20 лет в Харькове было три культовые фигуры: Гитлеровна, Женщина-с-ведром и Олег Митасов. Была еще «Прудянка № 6», но это жалкое подражание мэтру.

Олег Митасов родился примерно в середине 20 века в Харькове. Проживал по адресу переулок Краснознаменный, дом 18. Имел высшее образование. Экономист. Работал Директором магазина. Некоторые утверждают, что Митасов писал докторскую диссертацию по экономике и, когда она была готова, и он ехал ее защищать, то по пути забыл ее в трамвае. Бедолагу это сильно задело, и он тронулся умом. Этим и объясняется частая аббревиатура «ВАК» (Высшая Аттестационная Комиссия — Орган, который выдает ученые степени).

Воспоминания о нем, как о личности в истории города Харькова — относят к концам 1980х годов. Скорее всего, именно в это время он заболевает особой разновидностью шизофрении. Редкое шизоаналитическое отклонение психики, которое сопровождается не через речь, а через надписи. Если «обычный» душевнобольной без разбору что-то постоянно бормочет, то Олег Митасов постоянно писал.

Нет смысла рассказывать историю болезни Олега Митасова. Во-первых, из этических соображений, во-вторых, это тема для узких специалистов. Внешние проявления — вот материал, достойный докторской диссертации по постмодернизму. Харьковчане старше 35 лет должны помнить, как выглядел центр города в  80-е годы прошлого века. «Митасов», «. Век . Вак .», «. Где . На . Земле .» и множество других более сложных и длинных текстов украшали стены домов в Нагорном районе, в районе метро «Советская» и Благовещенского рынка. Попадались письмена Митасова и в других местах города, но значительно реже. Люди утверждали, что видели знаменитое «. Век . Вак .» на дорожном знаке в районе Старого Салтова. В этих, на первый взгляд бессвязных, наборах слов, иногда проскальзывал второй смысл, некий подтекст, как будто намекавший на несогласие автора надписей с политическим режимом и обществом, его породившим: «Помогите я не цель, вызываю, огонь, на, себя»; «Ленин сделал всем укол в голову. Где. На земле». Расписывал блаженный не только стены домов, но и собственную квартиру, и личные вещи. Основательно, не спеша. Сальвадор Дали сделал бы себе харакири, если б увидел стиральную машину или пианино Митасова.

Тем временем Митасов подходит к нам. Здоровенный бородатый мужик в рваном ватнике. Мы напрягаемся, как электричество.

Воспринималось это по-разному: продвинутая публика видела в текстах Олега нечто большее, чем просто буквы. Меня просто сразила фраза «. Сразу . Же . Сужение . Ума .»! Это было как авангардное кино, как абстракционизм в живописи, как стихи Гинзберга и проза Керуака. Особенно впечатляли надписи, сделанные на отвесной стене на уровне третьего этажа. Масляной краской. Без единого потека. И эти точки! Тогда, кажется, слова «интернет» вообще никто не знал, и Митасов не знал — откуда ему было знать! Но писал все через точку. Видать, не зря сильные мира сего любили послушать откровения блаженных. Публика попроще не видела особой разницы между оригинальным митасовским текстом и классическим пролетарским «Х.Й» на классическом сарае с дровами.

Следует учитывать, что сведения и слухи о Митасове циркулировали в среде городской богемы, прежде всего художников. Кто-то пытался завести с ним более близкое знакомство, знали, что он живет в огромной коммунальной квартире старой застройки вдвоем с матерью, практически как отшельник. В свою квартиру он никого не допускал. В городе, где в свое время жил и преподавал Григорий Сковорода, известный своими философскими высказываниями-парадоксами («Мир ловил меня, но не поймал»), фигура Митасова выглядела знаковой, продолжающей некую традицию поиска космической гармонии человека и окружающего мира.

Умер от туберкулеза в одной из психиатрических клиник Харькова в самом конце 1999 года. Была идея сделать музей в квартире Митасова, наверняка были попытки выставить его вещи на аукционах и выставках. Все без особого успеха. Сейчас там располагается офис, который и провел в этой квартире евроремонт.

Nonna Mordukova использовала её для оформления своего EP, которое так же получило такое же название.

Мало кто знает, что группа Equal Minds Theory использовала в треке «Unactable» с Un [EP] фрагмент из беседы с самим Митасовым, во время его лечения в психиатрической больнице. На записи слышно, что предложения сопровождаются поставленной интонацией, убеждением, с присутствием правильного грамматического строя, но содержание полностью отсутствует, нет смысловой связи между словами. Или попросту шизофазией.

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here . You also need to have JavaScript enabled in your browser.

«Родился на улице Герцена, в гастрономе номер двадцать два. Известный экономист, по призванию своему библиотекарь, в народе — колхозник, в магазине — продавец, в экономике, так сказать, — необходим. Это, так сказать, система. В составе ста двадцати единиц. Фотографируете мурманский полуостров — и получаете телефон океана. И бухгалтер работает по другой линии, по линии библиотеки. Это уже не воздух будет, это академик будет!

Ну, вот можно сфотографировать мурманский полуостров, можно стать воздушным асом, можно стать воздушной планетой, и будешь уверен, что эту планету примут по учебнику! Значит, на пользу физики пойдёт одна планета. Величина, оторванная в область дипломатии, даёт свои колебания на всю дипломатию. А Илья Муромец даёт колебания только на семью на свою. Спичка в библиотеке работает. В кинохронику ходит, зажигает в кинохронике большой лист. В библиотеке маленький лист зажигает. Огонь будет вырабатываться гораздо легче, чем учебник крепкий. А крепкий учебник будет весомее, чем гастроном на улице Герцена. А на улице Герцена будет расщеплённый учебник. Тогда учебник будет проходить через улицу Герцена, через гастроном номер двадцать два, и замещаться по формуле экономического единства.

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here . You also need to have JavaScript enabled in your browser.