Odissea — Эллиотт Эрвитт и его выставка в Венеции

Хотела по-быстрому сделать субботний пост — не заморачиваясь обработкой собственных фотографий, выложить снимки Эллиотта Эрвитта. По-быстрому не получилось, ведь вместо того, чтобы позаимствовать уже готовый материал, я зарылась в сайты, книги, биографии:) Полдня убила, но совершенно не жалею — фотограф действительно очень интересный!

Почему Эллиотт Эрвитт? Ну, хотя бы потому, что именно на его выставке в Венеции я побывала недавно (фотография под катом:)

А еще потому, что он легенда мировой фотографии и прославился как один из самых талантливых авторов черно-белых снимков. Его работы, живые, эмоциональные, с чувством юмора и глубоким смыслом, покорили публику многих стран ( в том числе и меня:)

Я не буду здесь пересказывать его биографию, хотя она очень интересна. В этом посте я просто выложила немного его снимков..

Мне очень понравились некоторые высказывания Эллиота Эрвитта о фотографии:

«Объяснять изображение — все равно, что объяснять шутку. Как только ты ее объяснил, она тут же умирает.

Хорошо, если вы не можете объяснить изображение — значит оно визуально.

Для меня фотография – это искусство наблюдения, искусство того, как находить интересное в самом обычном месте… Я понял: не важно, что мы видим — важно, как мы видим.

Фотографировать — это очень просто. Нет никакого великого секрета в фотографии… Фотошколы — пустая трата времени. Нужна практика, практическое приложение ваших знаний. Я убежден: если у вас что-то получается, единственная важная вещь — не прекращать работать. И неважно, получаете ли вы за это деньги.

Какое-то время я иду вместе со всеми, потом разворачиваюсь на 180 градусов и иду в противоположном направлении. Это работает всегда — но может быть мне просто везет?

Ничего не случится, пока вы сидите дома. Я всегда беру с собой фотоаппарат и фотографирую то, что меня вдруг заинтересовало»

С интересом открыла для себя, что  родители  Эрвитта — выходцы из России.

«Благодаря Бенито Муссолини, я американец. Моим родителям пришлось покинуть Россию после революции. Я родился во Франции и был назван Элио Романо Эрвиц — Романо, потому что мой отец ходил в университет Рима. Полагаю, что ему это нравилось. Свои первые десять лет я провел в Италии, но фашизм вынудил нас покинуть эту страну в 1938 году. К 1941 году со своим отцом я уже был в Лос-Анджелесе, Калифорния…»

Подтверждая свои же собственные слова: «Я хочу, чтобы изображения были эмоциональными. Мало что другое меня интересует в фотографии», – Эрвитт умеет наделять свои снимки способностью вызывать различные чувства. Его работы очень легки, но чем-то своим особенным цепляет практически каждая – одна вызывает смех, в другой чувствуется ирония, третья берет интересным ненавязчивым моментом, а четвертая подкупает каким-то ракурсом, геометрией. Но главное – его работы смотрятся легко, на одном дыхании, с приятным чувством!

Мне очень нравится эта его работа (мою любовь к дождю и зонтикам все, наверное, уже заметили:)

Я всегда думала — как можно поймать такой момент? Следующий кадр показывает — как:) Судя по всему, там было все же несколько дублей, т.е. фотография постановочная. Но какое это имеет значение?  Главное — это результат!

Эрвитт очень привязан к Италии. Сам он говорит: «…Вырос в Италии, в Милане, поэтому я чувствую особенную близость с этой страной. Я приезжаю туда по крайней мере 2 или 3 раза в год,  а итальянский – мой первый язык».

Эрвитт всегда любил снимать собак, а в последние годы он только их и снимает 🙂

Эти фотографии кто-то явно переснял из альбома Эрвитта. Я взяла их из-за размера — в сети водятся в основном только маленькие превьюшки

Эрвитт бывал в Советском Союзе. Это снимок сделан в Курске, в 1967 году

Право описания и трактования своих работ фотограф всегда оставлял за критиками. Эллиотт никогда не описывал свои фотографии, считая вполне достаточным обозначить только год и место съемки. «Объяснять изображение – все равно, что объяснять шутку. Как только ты ее объяснил, она тут же умирает» – любил комментировать эту особенность своей работы сам фотограф. И хорошим признаком считал, если фотографию не могли пояснить ни зрители, ни профессионалы: «Хорошо если вы не можете объяснить изображение – значит оно визуально».

Единственное развлечение, которое мог себе позволить мастер, это наблюдение за посетителями выставок с его экспозициями. И точно так же, с присущей ему иронией, он любил комментировать свои наблюдения. Например, вот, что он говорит об одном из таких наблюдений на экспозиции в Смитсониане. «Вы же знаете, как люди носятся по Смитсониану – как скорый поезд. Там столько всего, на что стоит посмотреть. Проносясь через мой зал, на полпути его или на трети… они вдруг внезапно останавливались и возвращались назад – что-то, казалось, было не совсем так, как надо. Их глаз не схватывал изображение полностью, с одного раза. Они возвращались, и вот тогда и начиналось все самое потрясающее. Они начинали смеяться, и проникались моей фотографией с таким интересом, что лучшего вознаграждения для себя нельзя было и придумать. Восхитительная реакция! Я просто обожал смотреть, как люди вбегают в зал, останавливаются и начинают все заново. Несколько раз я возвращался понаблюдать за этим».

Таким же легким, ироничным и остроумным он остается и сейчас, ничуть не меняясь с годами. Мировая слава не испортила этого чуткого человека, с благодарностью принимающего внимание к своему творчеству. Как никакому другому фотографу ему было дано разглядеть суть своего времени, ситуаций, обстоятельств и с непревзойденным мастерством сохранить все это в великолепных снимках. Он не устает вновь и вновь напоминать окружающим, что на жизнь надо смотреть с улыбкой, как это делал он сам. Своими фотографиями он обнимает весь мир, даря нам всем тепло от соприкосновения с прекрасным и добрым.

Конечно, в этом посте я использовала информацию с разных сайтов и обратила внимание, что многие говорят об Эрвитте в прошедшем времени, очевидно полагая, что классика жанра уже нет в живых. Ничего подобного — он жив, здоров и весел  (тьфу-тьфу).  Неделю назад ему исполнилось 84 года, и он лично присутствовал на открытии выставки в Венеции, общался с прессой и зрителями.

Источник: