Нью-Йорк — в уютном итальянском ресторане в городе ЛонгАйленд известный фотограф Тони Ваккаро пролистывает страницы своей книги «Вхождение в Германию: фотографии 1944-1949 годов». В зале звучит музыка Моцарта, стены элегантно декорированы фотографиями, которые запечатлели самые уродливые и самые красивые моменты истории человечества.
Во время Второй мировой войны Ваккаро был переведен в армию США, и сражался на Западном фронте два года. После того, как он прослужил в качестве частного лица в 83-м пехотном подразделении, он вернулся в Соединенные Штаты и начал работать над различными публикациями в издательствах LIFE и Look Magazine, обретая статус одного из самых лучших фотографов 20 века.
Пока Ваккаро пролистывал свои фотографии, он показал, как линии на каждой фотографии сходятся в растворяющейся точке на горизонте или выстраиваются параллельно друг другу. Он нарисовал схему, чтобы показать это.
Он всегда очень тщательно выстраивает композицию: «В фотографии всегда должен быть порядок, всегда…У нас есть разные чувства, мы что-то любим, а что-то нет. Нашим глазам нравятся одни линии и не нравятся другие».
Далее Ваккаро углубился в описание человеческих мышц, которые контролируют движение глаза и необходимость для фотографа и двигающейся картины расположится так, как это может воспринять глаз. Что комфортно глазу — визуально приятно. «Глаз — очень прост. Красивый, но очень простой…Он видит, где красивая картина, а где не красивая. Если картина заставляет глаз упорно работать, это нехорошая картина».
Простота — главный принцип Ваккаро — об этом свидетельствуют его работы: Он часто ловит моменты, когда создается простая композиция, но снимки наполнены эмоциями. Например, когда Ваккаро пришел фотографировать день высадки в Нормандии, он остановился около одного американского солдата, который заходил в самолет перед полетом во Францию, когда люди на заднем фоне махали ему на прощание. Вакарро вспоминает: «Большинство пилотов ВВС были застрелены немецкими солдатами до того, как они приземлились в Нормандии».
На другом фото изображен солдат за минуту до того, как он был убит. По поводу снимка под названием «Последний шаг Джека Роуза», Ваккаро сказал: «Джек был моим приятелем из Нью-Йорка. Этот снимок сделан 11 января 1945 года во время битвы за освобождение Бельгии.
«Я прятался за деревом, когда Джека застрелили. У меня был в одной руке пистолет, а в другой фотокамера. Я сделал этот снимок до того, как он упал не землю».
Во время битвы в Bulge, которая длилась с 16 декабря 1944 года до 25 января 1945 года на границе Бельгии и Люксембурга, был убит Генри Танненбаум из Нью-Йорка. После того, как одна из самых смертельных битв закончилась, тело Генри было найдено с повернутым вниз лицом. Белый снег засыпал погибшего солдата. И только по ботинкам, рюкзаку, шлему и винтовке можно было догадаться, что там человек.
Практически все в подразделении были убиты, кроме взводного сержанта, Гарри Шумейкера, который выжил и рассказал историю Таненбаума.
Гарри Шумейкер и Тони Ваккаро позднее вернулись на поле битвы, которое уже к тому времени было заполнено громадным количеством мертвых тел. Тело Таннанбаума лежало на снегу. Ваккаро сделал фото и назвал его «Белая смерть: реквием по погибшему солдату, Генри I Танненбаум». Позже эта фотография проделала путешествие длиной в полвека по выставкам в Европе.
Сорок пять лет спустя Ваккаро и сын Генри Танненбаума посетили лес, где был убит его отец. Они обнаружили там интересное совпадение — та местность стала использоваться для выращивания рождественских ёлок — а фамилия Танненбаум с немецкого как раз переводится как «рождественская ёлка».
Ваккаро написал в своей книге «Входим в Германию: фотографии 1944-1949 годов»: «Во время войны я направлял линзу камеры на трагические сцены в надежде на то, что ужас и абсурдность этих сцен смогут создать другие перспективы для человека.
По этой причине я остался еще на четыре года в европейском театре войны, чтобы задокументировать своими образами, что мир был возможен даже там, где проходили кровавые битвы. Я всегда верил, что наш человеческий долг — оставить после себя лучший мир лучше, чем мы его нашли».
Для Ваккаро фотография — это не только визуализация, но и способ общения с людьми без ухищрений и ограниченности языка. «Фотографии имеют смысл, поэтому фотография переносит меня в душу человека. Фотоаппарат — моя визитная карточка для любого человека в мире».
Слова создают ненужное разделение между тобой и другими, создавая конфликты и войны. «Наш мозг создан для защиты от того, кто хочет убить тебя… Мы применяем знание к тем вещам, которые не являются нами: мы не китайцы, мы не американцы…Именно в этом совершаемая нами ошибка. Это язык. Он убивает нас. Неправильные слова, устная речь убивает нас».
Пережив и засняв на камеру одну из самых жестоких войн, Ваккаро слишком хорошо знаком с трагическими последствиями ненависти. Фотография может превзойти различия между людьми. Для Ваккаро сила образа несет ему надежду на лучшее будущее человечества.
Он верит, что хороший фотограф должен стремиться к миру: «Вы должны любить природу, вы должны любить человечество. Для меня не существует американцев, китайцев, японцев, русских — а только человечество. Мы — люди», — сказал он.
В конце войны Ваккаро стал фотографом правительства США во Франкфурте. В то же время он работал для газеты «Weekend», «Sunday» — приложение к армейской американской газете «Stars and Stripes». До 1949 года Ваккаро оставался в Европе, чтобы фотографировать там послевоенную жизнь.
Он запечатлел различные грани жизни немецкого общества. В его книге представлены фотографии руин Нюрнберга, и человека без ног, который продает безделушки на улицах Франкфурта, но также и снимки красивых пейзажей на Рейне и оживленной ночной жизни города.
По возвращению в Соединенные Штаты в 1949 году Ваккаро работал во многих журнал ах и изданиях, что позволило ему фотографировать множество знаменитостей и известных лиц 50-70х годов. Среди них Президент Кеннеди, президент Ричард Никсон, Джексон Поллок, известный архитектор Франк Ллойд Райт и итальянская актриса София Лорен.
Ваккаро всегда может запечатлеть уникальные характеристики своих объяктов. Чтобы заснять британского философа Бертрана Рассела, Ваккаро задал ему непростой вопрос, чем заставил его впасть в глубокое размышление, и смог запечатлеть его в этом состоянии.
Семидесяти двухлетняя карьера фотографа принесла ему великую честь, когда его наградило французское правительство в 1994 году в честь 50-летнего юбилея вторжения в Норвегию.
Несмотря на свой преклонный возраст, Ваккаро все еще работает. Его работы продолжают появляться в различных музеях и галереях. В настоящее время он говит к публикации 13-ю книгу. Ваккаро также не забывает свои нью-йоркские корни. Совсем недавно Джексон Поллок приходил на выставку посмотреть его фотографии.