Обновленный Арсенал открыл двери для нижегородцев (фото)

Сегодня, 27 апреля, официальный день торжественного открытия первой очереди здания Арсенала в Нижегородском кремле — регионального центра современного искусства.

Напомним, Приволжский филиал Государственного центра современного искусства закончил капитальный ремонт с элементами реставрации на площади 1700 квадратных метров, где будет осуществлять выставочную и просветительскую деятельность в области актуальной культуры. Реставрация длилась более трех лет.

 

 

 

В одном из залов выставлен бюст реконструкции облика женщины 15 века, созданный по черепу из археологических раскопок в Арсенале 2008 года. Здесь же в наушниках можно прослушать аудио инсталляцию о судьбе жительницы Нижнего Новгорода 15 века. Автор проекта — директор Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства РФ Анна Гор.

 

Открытие Арсенала привязано к началу сезона — открытию выставки «Метель». Среди художников выставки такие деятели как Дмитрий Гутов, Вадим Захаров, группа «Коллективные действия», т/о «Куда бегут собаки», Игорь Макаревич и Елена Елагина, группа «Провмыза», группа «Синий Суп», Леонид Тишков, Ольга Чернышева, Сергей Шутов.

 

Выставка «Метель» посвящена зиме, как художественной метафоре русской жизни. Именно в честь зимы зал украшен картонными елочками.

 

Участники выставки представляют свой взгляд на «метельную страну», в снегах которой перемешиваются ментальные и социальные мотивы. Взяв за основу площадку от детского настольного хоккея, художник Сергей Шутов превратил ее в фантастический космодром для НЛО с запаянным в пластик подвижным еловым бором. Сказочность образу придают лучи ультрафиолета.

 

Метели посвящены не только арт-объекты, но и видеоинсталяции. «Подснежнике» от группы «Провмыза» — на экране два маленьких силуэта, человек и собака, медленно бредущие по бескрайней снежной пустыне. Затем в тишину кадра врывается вертолет, поднимает бурю и уносит собаку. С этого трагического момента человек погружается в одиночество, но новые встречи рассеивают тоску героя.

 

Еще одна интересная видеоинсталяция «Сольвейг» от Леонида Тишкова. Главный материал — соль, с помощью которой создаются снежные заносы. «Память — это пустыня, которую мы населяем воображаемым» — гласит идея проекта. На видеоинсталяции соль, принимающая различные образы под руками, становится проводников к образам из памяти автора.

 

Среди соляно-снежной пустыни можно разглядеть фигурку лыжника — мальчика, идущего а школу по узкой тропе заснеженного поля.

 

Еще одна видеоинсталяция — «The End. Исповедь современного художника. 2010» Вадима Захарова. Сидя в снегу, в окружении виртуального пламени и со странным ирокезом на голове художник читает в слух свой монолог. Образ панка выбран автором не случайно. По его мнению, московские концептуалисты — вымирающее племя, как и панки.

 

Кроме инсталляций на выставке представлены и более традиционные работы. Например, черно-белая фотография от Ольги Чернышевой.

 

Также на выставке «Метель» выставлены работы Игоря Макаревича и Елены Елагиной. В коллаже «Формула Буратино» реальная история переплетена со сказкой.

 

 

Таким образом, художественные произведения, объединенные в цельную историю общим визуальным звеном — снегом — образуют в выставочном зале единое пространство зимы, скрывающее под маркой формальной пейзажности специальный русский контекст: природную, историческую и социокультурную среду, в которой неизбежно приходится действовать человеку, живущему в России.

 

 

 

Здание Арсенала будет включать в себя выставочный зал, площадью 400 квадратных метров, оборудованный современными техническими ресурсами для презентации любимых форм современного искусства; киноконцертный зал, площадью 250 квадратных метров, который включает в себя 150 мест и является много функциональным пространством для проведения видеопоказов, конференций, лекций; медиатеку, которая является библиотекой, видеотекой и публичным пространством для литературных встреч, дискуссий и мастер-классов.

Кстати, реконструкция здания Арсенала еще не завершена. После окончания строительных работ площадь центра современного искусства увеличится в три раза.