Обновление в пути

Когда мы задумывали проект «Живые консультации», то руководствовались, прежде всего, тем, что, возможно, многим сможем помочь найти ответы на некоторые вопросы, связанные с усыновлением, опекой, патронатом и помощью тем, кто нуждается в ней. Умной помощью.

Ведь мысль: «А не могу ли я вытащить из детского дома ребенка-сироту?» – на самом деле приходит ко многим. Но как это можно сделать, знает мало кто: информации на этот счет явно недостаточно. Не только связанной с бумагами-документами, но и той, как надо потрудиться для этого, что сделать, к чему быть готовым, какими знаниями обладать. Да, сегодня многое можно узнать из книг, Интернета, позвонив, в конце концов по телефону, – так привычнее современному человеку, чрезвычайно «загруженному». Но – и мы уверены в этом – живое общение с теми, кто знает, как и чем помочь ребенку из детского дома, – важнее любой «книжной» информации. Вот потому мы, движимые горячим желанием помочь и детдомовским детям, и тем, кто сможет дать им семью, и решили «пойти в народ». Местом нашего «выхода» стала нынешняя выставка-форум «Православная Русь».

Экспозиция выставки представляет во всем многообразии различные стороны жизни православных людей, монастырей, организаций. И вот рядом с иконными лавками и стендами, которые не только показывали, но и реализовывали различную «православную продукцию», разместился столик Студии социального проектирования 2ГА (Гезалов А. и Газарян А.), за которым студия, совместно со справочно-рекламной газетой «Возглас» и выставочной компанией «Узорочье», вела полевые «живые» консультации по темам усыновления, опеки, патроната и «умной помощи» детским домам и другим нуждающимся. Оказалось, что это не только востребовано, но и непривычно, потому что, увы, редко где предоставляется. Потому что люди привыкли к тому, что консультацию можно получить где-то там, куда надо специально ехать, в каких-нибудь организациях соцзащиты. Даже если у тебя не глобальный, а совсем простой вопрос. Людям странно, что, придя за медом или иконой, можно, оказывается, рядом получить еще и новые знания о детях-сиротах и их усыновлении, можно найти наконец-то ответ на давно сверлящий тебя вопрос: как взять сироту из детского дома? Какого возраста, на какую форму: опеку, патронат? Но вопросов так много, что такая консультация на выставке – это лишь первый шаг на большом пути по пониманию и личному осознанию своих потребностей и желаний. Обновление в пути. И для нас, дающих ответы, кстати, тоже.

К нашему столику подсаживались не только приемные родители или молодые пары, недавно прошедшие через развод и делящие своих детей, но и социальные работники храмов Москвы, и мы вместе разбирались с теми трудностями, с которыми сталкиваются они в работе с приходящими в храм за помощью. Часто мы говорили и на темы, которые не были заявлены нами, и социальные рамки тем самым расширились сами собой. На радость нам. Кто-то хотел говорить за столиком, кто-то хотел, чтобы разговор был приватным, – мы соглашались и на этот формат, потому что вопросы были очень разные и по степени откровенности тоже.

Вот села за наш столик молодая пара. Разговор начался с того, что бывшая жена молодого человека не выполняет, как он считает, своих обязанностей перед их общим ребенком, и потому он хотел бы, чтобы дочь жила в его новой семье. По ходу беседы он, отец двоих детей, признает, что и по его вине бывшая семья развалилась, и он даже осознал, признал свой некий грех… Правда, это вызвало негодование у его новой «супруги». Вот так выясняется, что и во вновь создаваемой семье есть серьезные разногласия. Разговор идет дальше. Убеждаем молодого человека, признавшего свой грех, «пустить его по водам» и стать миротворцем. Он соглашается. На том и расстаемся. Замечаю, что новая жена смотрит на нового мужа по-новому.

Следующий наш «клиент» – женщина среднего возраста. Она задумывается об усыновлении, и ей интересно, с чего начать, где и как оформить документы. Даем консультацию. По ходу дела начинаем понимать, что до собственно усыновления ей еще необходимо проделать некий путь. Обновления знаниями. Обсуждаем вопрос самообучения и самоподготовки. Для этого передаем ей компакт-диски с необходимой информацией. Но опытный глаз уже заметил: семья недавно потеряла ребенка, и тут зреет желание обрести нового – из детского дома. Серьезное желание. Но прежде необходима серьезная подготовка. И серьезная поддержка. Перед уходом женщина сказала, что такая консультация для нее была первой в жизни, что она даже и не думала, что, идя за одним, найдет ответы на другие вопросы, которые для нее очень важны. Благодарная женщина смахивает набежавшую слезу и обещает почитать и проштудировать все, что ей передано, и позвонить, если возникнут вопросы. Обновляемся вместе.

А теперь беседуем с социальным работником при храме. Для нее это все внове, она много чего не понимает: ее назначили. Ее волнует, что их храм расположен радом с вокзалом, и потому все, кто обитает там, атакуют их. Просьбы известны, даже стандартны. А как сделать так, чтобы, зная главную территориальную проблему, умело ее решать? Ведь данный храм и приход просто обязаны специализироваться на «умной» помощи «вокзальным клиентам», раз уж так территориально и исторически сложилось. Женщина согласилась с тем, что ей не хватает знаний и умения типологизировать приходящего просителя. Для этого мы предлагаем ей включить знания, которыми ее наделила жизнь, умение наблюдать за человеком, всматриваться во многие внешние характеристики и уже по ним составлять портрет клиента и его внутренний и внешний запрос, потому что техника наблюдения – самая главная для социального работника. Этому главному знанию начинают учить на первом курсе любого социального учреждения.

Еще она рассказала, что в храме разработана некая анкета, посмотрев которую, люди не хотят получать помощь и, огорченные тем, что вынуждены отвечать на вопросы, уходят. Говорим, что для них это нормально, потому что они идут в храм, надеясь, что к ним отнесутся не как в государственных службах. Но, столкнувшись с тем же форматом – анкетированием и тестами, уходят обиженные. Здесь опять же важно сначала провести предварительную работу с человеком, войти в доверительный контакт, и только тогда можно предлагать человеку анкету, если предварительной работы оказалось недостаточно. Также мы говорили и о том, что храм несет большие материальные трудности в связи с тем, что основная помощь оказывается из социальной храмовой кружки. И простой вопрос о взаимодействии с внешней средой расставил точки над «i». Пока же социальный работник в основном опирается на ресурс храма и священника, а между тем и соседние организации могли бы быть включены в этот процесс. К примеру, поддержку многодетной семье может оказать близлежащее кафе, выдав продукты для данной семьи. А дирекция вокзала совместно с местным УВД могла бы оказывать помощь в отправке домой тех, кто утратил документы, и т.д. Тем более что это, между прочим, их прямая обязанность. Форм взаимодействия много, их надо оценить, взвесить. Впрочем, как и «капитал» прихожан храма, включив и их в процесс «умной» помощи обращающимся людям. Главное, говорим мы социальному работнику, что процесс получения знаний бесконечен, просто это необходимо понять и стараться реализовывать. Поновленные взаимознаниями, расстались. Передав свои координаты и материалы на дисках.

Итог нашей двухдневной «полевой работа» таков: «живые» консультации крайне востребованы, потому что только Богу известно, где настигнет человека желание сотворить милость к нуждающимся. И где получить необходимые для этого знания и найти возможность это желание реализовать. А нам просто необходимо создавать для этого условия. Мы старались. Обновляясь вместе.

В наших планах – найти место, где бы мы могли иногда встречаться с теми, у кого есть вопросы на заявленные выше темы. Дай Бог нам это реализовать.