О профессии иллюстратора из первых уст: Натали Ратковски делится опытом | Информационно-справочный портал Беларуси — interfax.by

Нас с детства учили не судить о книге по обложке. Но саму-то обложку судить никто не запрещал! Дизайн и оформление книги занятие не из легких. Лучше других об этом знают иллюстраторы.

На днях в Минске состоялась встреча читателей с Натали Ратковски, известной российской художницей-иллюстратором, дизайнером, автором книг «Разреши себе творить», «Профессия — иллюстратор», «Рисуй каждый день». Корреспондент Interfax.by побывала на этой встрече и собрала для вас парочку интересных фактов.

Натали не только творит сама, но и подталкивает к этому других посредством своих книг или интернет-проектов вроде «Рисовального флешмоба». Вместо стандартного автографа она оставляет в книге пожелание и рисунок, а каждому читателю (и, считай, почитателю) уделяет уйму времени, расспрашивает о достижениях на поприще рисования и дает советы.

Натали Ратковски училась на иллюстратора и дизайнера графики в Германии. Она отмечает, что в большинстве проектов иллюстрация — это первый этап, а дизайн и оформление уже второй. Хотя, конечно же, бывают исключения. Например, при  дизайне упаковки порядок меняется: сначала дизайнеры придумывают концепт, а потом дают иллюстратору техническое задание. Если же речь идет о рекламе или продукционном дизайне, то дизайнер лишь второй человек при создании графического объекта. Натали подчеркивает, что иллюстратору обязательно надо быть еще и дизайнером. Потому что когда он создает, например, детскую книгу, то должен представлять себе, как будут располагаться там иллюстрации, как будет спланирована книга, с какой динамикой будут развороты. Так что груз ответственности, лежащий на плечах иллюстратора, весьма тяжелый.

Да и вообще иллюстратору полезно знать все, считает Натали. Владеешь основами психологии — отлично! Чем разностороннее развит человек, тем более интеллектуальные и интересные у него получатся иллюстрации.

Книжный иллюстратор — профессия мечты для многих людей. И их можно понять. Мало того, что занимаешься творчеством, так еще и книжные новинки попадают к тебе на стол с пылу с жару. По крайней мере, Натали всегда читает произведения, которые иллюстрирует.  «Если издательство заказывает обложку на книгу (в купе идут оформление форзаца и шмуцтитула), то мне ее присылают параллельно с корректором. И пока корректор правит ошибки, я читаю и представляю, что должна нарисовать. В этом плане мне издательство ничего сверху не диктует. Я читаю книгу, делаю ряд эскизов — предлагаю две-три альтернативы. Потом мы вместе решаем, в какую сторону дальше рисовать, — рассказывает она. — Я обязательно прочитываю и статьи, и книги. Без этого вообще никак».

Натали Ратковски поделилась с Interfax.by формулой успеха. Возможно, именно вам она поможет достичь новых вершин в мире иллюстраций.

Во-первых, больше рисуйте.

Помните, что вдохновение приходит во время работы, и не ленитесь. Нужно много и качественно работать. Как заставить себя работать?  «Просто сесть», — отвечает художник со стажем. Выделите 15 минут, сядьте и рисуйте. Возможно, процесс увлечет вас еще на час. А если нет, похвалите себя за то, что честно рисовали отведенное время.    

Во-вторых, больше рассказывайте о себе.

«Большинство иллюстраторов делают ошибку.  Они думают: «Если я буду достаточно хорош, меня и такзаметят». Это неправда.  Есть очень много потрясающих художников, о которых практически никто не знает в современных медиа. Потому что эти художники не публикуют свои работы на Facebook, они не бывают в Livejournal, не показывают свои рисунки ни на Flickr, ни в Instagram. В итоге просто потрясающие работы простаивают, — сетует Натали. — В связи с глобализацией у людей исчезла локальная потребность ходить на какие-то выставки. Известность люди сейчас, в основном, получают именно благодаря интернету. Поэтому обязательно нужно грамотно рассказывать о себе. Причем не в хвалебном ключе: «посмотрите, какой я молодец!» Говорите о процессе работы, о своей кухне, чтобы люди видели, как это все тяжело дается, какой это кропотливый труд, сколько энергии было вложено в каждую работу».

В-третьих, пишите потенциальным работодателям.

В каждом издательстве есть арт-директора или другие ответственные за оформление продукции люди. Находите их электронные адреса, телефоны и отправляйте свои работы. «Если рисунок был отклонен, желательно в следующий раз прислать тому же человеку новую работу, которая, в идеале, должна быть лучше, свежее, интереснее и сильнее предыдущей», — советует Натали.

Последние тренды дизайнерского мира, по мнению Натали Ратковски

В моду вернулась акварельная графика! Да-да, вы не ослышались. Акварель очень сложный и при этом весьма красивый материал, поэтому таким тенденциям можно только порадоваться.

Еще популярность набирает одно очень интересное направление — это бумажная иллюстрация. В буквальном смысле бумажная, потому что для иллюстрации используются коллажи, или ажурные вырезки, или объемные объекты, сделанные из бумаги.

«Мне кажется, за этим будущее. Это ручная иллюстрация. Люди сокрушались, что все ударились в компьютеры, а сейчас на самом деле «камбэк» для иллюстрации, созданной руками, потому что люди хотят видеть что-то душевное и живое, пусть оно и будет сгенерировано на компьютере» — выдает свой вердикт художница.

Наверное, клиентам нравится, когда их выпытывают. Иначе объяснить, почему они приходят и кроме как «Нужна картинка» ничего не говорят, нам не представляется возможным объяснить. Среди клиентов Натальи тоже нередки такие случаи. «Люди вообще не представляют, что им нужно. Приходится вытаскивать это поминутно, спрашивать, кто целевая группа, зачем изображение, в какой цветовой палитре оно должно быть», — смеется она.

Без анекдотов не обходится практика, пожалуй, ни одного человека, связанного с миром дизайна. Вспомнила забавный случай и Наталья, надеемся, он убережет вас от ошибок: «Однажды я делала иллюстрацию для журнала Maxim. Все знают, что это такой мужской журнал. Там был рассказ о влюбленной паре, которая отлично проводит время в отеле. У меня сразу сложились ассоциации: Maxim, бурная ночь… Я нарисовала полуобнаженную девицу, «тема сисек» была раскрыта. А рассказ был спонсирован компанией Samsung, и иллюстрация должна была показывать супер тонкий телефон, который где-то запропастился во время этой романтической встречи. Герои начали играть в карты и нашли его среди них.  Я сделала откровенно эротическую иллюстрацию, и арт-директор журнала в полном шоке вопрошал «Что это такое? Что за разврат вы нам нарисовали?» Оказывается, пара была семейная, они уже долго были женаты. В итоге заказчикиполностью описали, кто целевая группа, кого изобразить, и все стало на свои места. А у меня сработал стереотип, что в журнале для мужчин нужна именно такая иллюстрация. Потом итоговая работа вышла скромной и сдержанной: очень милая девушка держала в руках карты, между которыми был этот телефон».

Источник: