Неполные энциклопедии искусства

© yuriy-chursin.narod.ru © yuriy-chursin.narod.ru

В эти дни искусство представляет публике энциклопедии — любви, офисной жизни, старорусского искусства, романтической баллады и арт-саунда. И хотя почти любую энциклопедию можно упрекнуть в неполноте, куда важнее сам почин — многостороннее изучение предмета.

Офисное фэнтези «Суперменеджер, или Мотыга судьбы» Богдана Дробязко, вышедшее в прокат 18 мая, можно было бы назвать «Антиклерк». Рай большого офиса в комедии превращается в Средиземье, вотчину «полуросликов»-хоббитов.

В роли «полуросликов», конечно, конторщики, маленькие люди с большими амбициями. Их ценности — деньги, карьеру, страсть к гламуру, клубно-ресторанную «сладкую жизнь» — и высмеивает Дробязко. Слоган его энциклопедии конторской жизни такой: «Убей в себе менеджера!». Клеркам нужно по капле выдавить из себя рабство сознания.

Как и многие другие режиссеры среднего поколения — Егор Кончаловский, Тимур Бекмамбетов и Филипп Янковский — Дробязко пришел в кино из клипмейкинга, что проявляется в стилистике «Суперменеджера». Сюжет порой распадается, в терминах Эйзенштейна, на «аттракционы» — броские и забавные, но разрозненные. Фильм напоминает «Comedy club», смонтированный в кино. Или нечто подобное сериалу «Интерны» (общий знаменатель, в частности, Иван Охлобыстин, звезда и «Суперменеджера», и саги о молодых врачах).

Бывший вахтанговец, а ныне мхатовец Юрий Чурсин, исполняющий главную роль — успешного менеджера Егора — вносит в шоу театральный дух. И играет он в офисном фэнтези ничуть не хуже, чем в «Побеге» (2010) Андрея Малюкова или в весьма театральном фильме «Изображая жертву» (2006) Кирилла Серебренникова.

«Только сами люди могут построить себе лучший мир. Иначе получается клетка», — как-то заметил мастер фэнтези Терри Пратчетт. В «Суперменеджере» офисные невольники отчасти вырываются из своего плена. Но что они получат взамен «офисного рая»? На этот вопрос нет ответа.

С 26 мая в прокат выходит «Цена страсти» Мэтью Чэпмена — триллер с энциклопедическим исследованием двух страстей: религиозной и любовной. Героиня Лив Тайлер, Шона — «сияющая вершина» любовного треугольника — вынуждена выбирать между мужем, религиозным фанатиком (Патрик Уилсон), и новым шефом Гэвином (Чарли Ханнэм). Нешуточный турнир двух влюбленных мужчин приводит их буквально к краю пропасти (оригинальное название фильма — «Ledge» — «Край»): Гэвин оглядывает свою запутанную жизнь с высоты небоскреба. В конце концов, противостояние из-за любви ставит ребром роковые вопросы: какова цена жизни и есть ли Бог.

«В фильме идет интеллектуальный спор, чего больше — зла или блага — приносят вера или неверие в Бога», — говорит Мэтью Чэпмен. Трудно решить эти «последние вопросы» в одном философском триллере. Впрочем, главное для художника, как замечал Чехов, — «правильно поставить вопрос». А отвечать на него должна публика.

В Третьяковской галерее с 26 мая по 14 августа пройдет выставка 450 произведений старинного русского искусства из собрания 25 музеев — «Святая Русь». В прошлом году она прославилась в Лувре, а теперь, по инициативе президента, будет показана россиянам.

«Благолепие» — так одним словом можно охарактеризовать образ Руси, созданный выставкой. Старинные иконы, книжная миниатюра, монументальная живопись, драгоценности, берестяные грамоты, парадное церковное облачение — все эти экспонаты формируют образ гармоничной и благочестивой допетровской Руси. Разделы выставки говорят сами за себя: «Крещение Руси и утверждение христианской веры», «Почитание святых на Руси», «Монастыри на Руси», «Небо на земле. Русский православный храм». Один из самых древних экспонатов — фрагменты фресок киевской Десятинной церкви из коллекции Эрмитажа.

В Россию не приехал автограф королевы Франции Анны Ярославны (11 век), дочери Ярослава Мудрого и жены короля Генриха I. Автограф постоянно живет в Лувре. «Анна Ръина» — эта славянская подпись не раз встречается во французских королевских документах.

Зато Париж на время поделится с Москвой, а затем и с Владимиром, богатым оплечьем канонизированного Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского, 900-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. До революции оплечье находилось в Успенском соборе Владимира, потом попало во Владимирский музей. В 1933 году оплечье купил французский антиквар. У него великокняжеский экспонат приобрело Общество друзей Лувра.

Энциклопедия баллад — так можно назвать дискографию Ричарда Маркса, который 20 мая выступит в Международном Доме музыки. А самого певца, восславившего любовную романтику, хочется назвать «сладкоголосая птица юности».

В середине 1980-х Маркс был на подпевках у Хулио Иглесиаса, Мадонны и Уитни Хьюстон, а в 1987 году он выпустил своей первый альбом. Публика то охладевает к принцу романтических баллад, то любит снова, жадно набрасываясь на его платиновые диски.

Но главное, что сам Маркс любит публику и продолжает писать тягучие и сладкие как мед песни. Баллада — и стихотворная, и музыкальная — вообще предполагает сладкую и довольную собой печаль. Еще Мольер считал балладу устаревшим жанром. Но Ричард не смущается: заливается соловьем, радует слух дам и не стареет сердцем.

Центр современного искусства с 19 мая по 5 июня поет на все существующие голоса. Италия привезла в Россию в Перекрестный год двух стран свой саунд-арт — выставку «Итальянское искусство для прослушивания».

Саунд-арт можно трактовать как угодно широко: тут вам и эксперименты в электроакустике, и звуковое программирование, и любая новаторская презентация звука. Для России искусство итальянских мэтров звуковых инсталляций — Альфредо Пирри, Риккардо Бенасси, Донателлы Ланди, Веттора Пизани — не столь уж удивительно.

В 1920-х реформатор музыкального строя, сторонник музыки без музыкантов Арсений Аврамов призывал сжечь рояли и устраивал концерты сирен, заводских гудков, пушек и пулеметов.

Современные итальянские мастера саунд-арта подключили к игре со звуком световое представление, заставили звучать пространство. И это, пожалуй, самое интересное на выставке — перекликающиеся стены, пол и потолок, ощущение зазеркалья, вдруг обретшего голос.