Неизвестный Дега

Первое, о чем думаешь, оказавшись среди черно-белых шедевров: как же «аккуратно» написать об увиденном? Даже не предполагала, что столкнусь с подобной проблемой, побывав в музее изобразительных искусств.

«В пространстве полусвета». Интригующая. Пикантная. Откровенная. Именно поэтому в афише указано: детям до 16 вход на нее воспрещен.

Значительная часть экспозиции — серии гравюр известного художника, созданных в конце XIX века. Сюжеты неожиданны: закулисная жизнь Парижа, эпизоды из жизни французских публичных домов, кафешантанов Монмартра. Да и героев работ Дега не назовешь классическими. Это представительницы древнейшей профессии, посетители борделей — все они показаны в откровенных сценах и ракурсах.

Книжная графика Дега малоизвестна: гравюры редко покидали мастерскую, видели их лишь близкие друзья. Среди них были писатель Галеви, художники Писарро, Гоген, Тулуз-Лотрек, известный парижский издатель Амбруаз Воллар. Дега редко публично признавался в желании рисовать не только хрупких балерин, но и дамочек легкого поведения. После смерти художника множество дерзких работ уничтожил Рене Дега, опасаясь за репутацию брата. Уцелевшие гравюры со временем перекочевали в частные коллекции и музейные собрания.

Увы, увидеть оригиналы Дега на этой выставке посетителям не удастся. В музее показаны офорты (их всего 32), выполненные с монотипий великого француза гравировщиком Морисом Потеном. Кстати, эту выставку уже показали в Москве, Кирове, Ижев-ске, Перми, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле. Представленные в музее изобразительных искусств экспонаты — из собрания известного московского коллекционера Юрия Петухова.

Удачное дополнение к выставке — винтажные снимки Парижа 20-х годов прошлого века. Они передают атмосферу того времени, когда жил и творил Дега. Эти снимки (к сожалению, безымянные) Юрий Петухов приобрел для своей коллекции в агентстве «Франс-пресс».

На экспозиции можно также увидеть и две книги: «Разговоры гетер» сатирика античности Лукиана и роман Людовика Галеви «Семья Кардиналь». «Оба издания — библиографическая редкость, — пояснила куратор выставки Татьяна Сергейчук. — Тираж каждого — около трехсот экземпляров».

Для книги «Разговоры гетер» Амбруаз Воллар использовал серию монотипий Дега, известную под названием «Сцены в закрытых домах». Стоит отметить, что художник не рисовал иллюстрации специально к этому произведению. Просто делал монотипии — и складывал «под сукно». Издателям оставалось только включить рисунки в книгу.