«Натюрморт как точка отсчета» выставка произведений живописи и графики из собрания Чувашского государственного художественного музея

В Чувашском государственном художественном музее г. Чебоксары 10 августа 2012 года в 16:00 состоится открытие выставочного проекта «Натюрморт как точка отсчета», направленного на функциональное движение фондов живописи и графики. Основной целью экспозиции является популяризация одного из сложных и интересных жанров в изобразительном искусстве. 

Символичное название выставки обусловлено рядом особенностей натюрморта, в котором раскрываются пластические и колористические возможности художника, выявляются особенности его мышления. Этот жанр используют как учебную постановку, первичную стадию изучения натуры в период ученичества. Натюрморт дает огромные возможности для занятий формальными живописными исканиями. Он также может стать самостоятельным произведением, по-своему раскрывающим вечную тему искусства – тему бытия человека. Такая емкость функций натюрмортного жанра и делает неодушевленные предметы в картинах сферой поиска не только форм и содержания, но и поиска личного взгляда художника на окружающее, его понимание и ощущение жизни, выработку своего стиля.

Натюрморт тесно связан с многовековой историей мировой художественной культуры. В нем, как и в других жанрах изобразительного искусства, установились традиции, выработались каноны. Периоды его расцвета, как и забвения, имели свои исторические предпосылки. Каждый век выдвигал своих мастеров, в произведениях которых воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих как той или иной исторической эпохе, так и индивидуальности отдельных живописцев.

В экспозиции представлено около 60 произведений живописи и графики, отражающие виды и формы натюрморта, его становление и развитие в русском и чувашском искусстве.

Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт начала XX века развивался необычайно стремительно. За первые два десятилетия он прошел сложный путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. Вглядываясь в натюрморты русских художников – Куприна А.В., Ряжского Г.Г., Соколова А.Д., Смирнова Б.В., Фонвизина А.В., Шевченко А.В., Фалька Р.Р. и других – зритель заметит, как различно подходили авторы к своей задаче. В чувашском изобразительном искусстве в этот период жанр натюрморта почти отсутствовал, лишь с 1930-х годов он появился в произведениях М.С. Спиридонова и Н.А. Каменьщикова.

Расцвет натюрморта в русском и чувашском изобразительном искусстве XX века приходится на вторую его половину. Он характеризуется поисками в области цвета, формы и перспективного построения. В произведениях появляется философское осмысление современности. Предметы пишутся не с одной точки зрения, а с нескольких. Подобный прием построения композиции расширял изобразительные средства художника, помогал передавать формы, объем и способствовал более точной их взаимосвязи на плоскости.

В натюрмортах Дмитриева И.В., Яковлева В.И., Семенова-Амурского Ф.В., Павлова Ю.М., Попкова В.А., Белютина Э.М., Жульева Ю.В. и других зритель ощутит специфику того или иного жизненного уклада, тех неповторимых черт, которые присуще определенной индивидуальности.

Натюрморт – не только «художественная задача», но и целое мировоззрение. Это мир вещей, созданный, сформированный и обжитый человеком. Он и делает натюрморт, при всей внешней скромности его мотивов, жанром глубоко содержательным. Показать вещи вплотную, на близком расстоянии, заставить зрителя вглядеться в них – в этом главное достоинство натюрморта. При всем разнообразии, огромном количестве форм разновидности он остается «малым жанром», но именно этим и ценен, так как обращает живопись к ее вечным ценностям и проблемам.

Источник: http://www.cheboksary.ru