«НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ. СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ»

20.06.2015 Свежий выпуск , Чтобы помнили # Выпуск № 114

Активно используя социальные сети в своей профессиональной деятельности, как и большинство продвинутых юзеров, не смогла не заметить интерес среди различных объединений, клубов, школ, студий (в основном детских. — Авт.) к теме 70‑летия Великой Победы. Безусловно, самыми богатыми на различные тематические фотосессии, выставки рисунков, концерты были предпраздничные майские дни. Сейчас ажиотаж немного спал. Почему? Едва ли дам ответ, могу только предположить, что у каждого обратившегося к теме Победы были и остаются собственные цели и приоритеты.

Сегодня мне бы хотелось рассказать вам, уважаемые читатели, об уникальном, на мой взгляд, фото- и видеопроекте детской студии моделей Аrt-Fashion Асаdemy «MADEMOISELLE ADR`I». В подобных учреждениях детям преподают основы дефиле, вокал, этикет, визаж, танец — дисциплины, знание которых, по мнению взрослых, необходимо в современном мире. И что самое интересное — детям есть где демонстрировать свои умения.

С каждым годом у детских показов мод, конкурсов красоты и талантов становится все больше поклонников, а значит, и участников. К слову, юные мисс и мистеры из Беларуси — завсегдатаи подобных отечественных и международных проектов.

В освещении подобных мероприятий и наше издание не остается в стороне — мы периодически публикуем материалы, рассказывающие о данных событиях. А потом, конечно, на различных форумах идет бурное обсуждение данной темы, в основном — критическое. То ли руководители подобных учебных заведений читают то, что пишет народ, то ли и им не чуждо возвращение к истокам…

Весенний воскресный день. Пасмурная погода. Работа. Волею судьбы оказываюсь на территории историко-культурного комплекса «Линия Сталина». На площадке раритетной техники времен Великой Отечественной войны замечаю непривычно много народу для столь раннего времени выходного дня. Итут журналистское любопытство берет верх. Иду узнать, что к чему.

— Осторожно. Вот так. Родители будьте внимательны, все-таки это техника, — практически командным голосом раздает ценные указания девушка с папкой в руках.

— Немного наклони голову влево. Отлично. Не шевелись. Снимаю, — руководит процессом парень с фотоаппаратом.

— Доброго дня! — здороваюсь я. — Расскажите, пожалуйста, а что здесь происходит.

— Работаем над семейным проектом «Наследники Победы. Связь поколений», — любезно отвечает мне миловидная девушка.

Позже я узнаю, что это директор вышеупомянутой школы юных моделей Нинель Аракелян.

— Правда?.. — недоверчиво переспрашиваю я.

— Да. Вы удивлены? — интересуется собеседница.

А ведь я действительно удивлена! Признаться, за всю мою профессиональную деятельность и насыщенную общественную жизнь мне ни разу до сих пор не приходилось сталкиваться с подобным проектом. Особенно когда его организаторы — люди из фешен-индустрии.

Пообщалась и с родителями малышей — главными героями действа.

— Признаться, этот проект возник совершенно случайно, — рассказывает Андрей Скиба — папа участницы проекта Лизы. — Во время занятий одна из педагогов студии предложила сделать такую необычную фотосессию. Подумали с другими родителями и согласились. Размышляли не над участием в проекте, а над временем: успеем ли его реализовать, чтобы он был актуальным. В кратчайшие сроки организовались, и вот сегодня мы здесь.

— Знаете, дети в восторге, для них данная эпоха незнакома и тем, видимо, интересна, — делится впечатлениями мама участника проекта Фёдора Татьяна Данильчик. — Моему папе было четыре года, когда во время Великой Отечественной войны немцы сожгли деревню и вывели всех жителей на расстрел. Когда их построили, бабушка сказала: «Как только начнут стрелять, падай на землю!». Слава богу, их спас разведчик. Моему сыну сейчас тоже четыре года. Спустя 70 лет Фёдор исполняет роль того самого мальчика, своего дедушки. Вот такая связь поколений.

— Это, наверное, один из самых необычных проектов в истории нашей студии, да и вообще всей фешен-индустрии Беларуси, — говорит Нинель Аракелян. — Но мы не могли пройти мимо темы Великой Победы, такого важного события в жизни каждого соотечественника. Во‑первых, до съемок провели занятия с детьми, говорили о Великой Отечественной войне, рассказывали о военной форме, учили их надевать пилотки и прочим хитростям ношения обмундирования. Во‑вторых, вместе с детьми в съемках принимают участие и родители, и ветераны Великой Отечественной, а это большая ответственность. К слову, уговорить взрослых оказалось не так-то просто. Мамы, папы, бабушки и дедушки с радостью помогают организовывать различные мероприятия. Сами же они, как правило, наблюдают за происходящим со стороны. Но ведь Победа — это тема всего народа, это наша общая боль и память. А совместная работа объединяет нас с детьми. В мире суеты и будничных забот для современных родителей так важно быть вместе со своими сыновьями и дочерьми.

— Ура-а‑а‑а‑а‑а‑а! — на миг прервал нашу беседу детский многоголосый возглас радости.

Пока я брала незапланированное интервью у родителей, съемочный процесс с малышами был в самом разгаре. Взобравшись (не без помощи взрослых. — Авт.) на бронированный артефакт времен Великой Отечественной, мальчишки радостно и восторженно изображали Победу 1945‑го. Покадровая съемка длилась не более 30 секунд. В промежутках между позированием дети пили теплый чай и ели пирожки.

Весна была нежаркой. Фёдору на ноги надевали носки, так как в кадре (по замыслу режиссера) мальчик должен был быть босым на холодном танке, Яну все время подтягивали штаны — соблюдали образ ребенка войны, Мишу переобували: в резиновых сапогах папы пятилетнему малышу не очень было удобно. И снова фотограф командует: «Съемка!».

В тот день отсняли лишь несколько сюжетов. Одним из самых трогательных стал «Здравствуй, сынок», где солдат, вернувшийся с фронта, обнимает своего маленького сына.

— Признаться, для меня сегодняшний день — настоящее испытание, — поделился впечатлениями Дмитрий Зезюльчик, исполнивший в проекте роль вышеупомянутого солдата. — Никогда раньше мне не приходилось принимать участие в профессиональной фотосъемке. Тем более в столь масштабном проекте, посвященном знаменательной для нашего народа дате — Дню Победы. Новым было абсолютно все: грим, работа на камеру, умение контактировать с ребенком. Я ведь впервые вижу малыша, с которым пришлось работать в кадре. Совсем кроха — ему около года. Долгое время мы привыкали друг к другу. Конечно, больше он осваивался на моих руках. Но это было так волнительно и трепетно. Ощущения мои трудно передать словами. Мне тут и супруга подсказывала, и режиссер наш, мол, у тебя же тоже сын, вспомни, как Назар маленьким был. Но знаете, не помогло. Здесь все происходило на каком-то чувственном уровне. Очень непросто.

— А меня режиссер все время просила «дать эмоцию», — присоединился к беседе Андрей Скиба. — А это так непросто. Я ведь не актер и понятия не имею, что это за термин такой. Я снимался в двух сюжетах.

Сложнее всего было работать в кадре одному, где сижу на пригорке и рассматриваю фото семьи. Грусть, печаль, боль — эмоции, которые должны прорисовываться на лице моего героя. Много времени мы потратили, чтобы я смог собраться и изобразить все это. Но когда всмотрелся в фотокарточку, на которой запечатлена семья военного тех далеких 1940‑х, то вспомнил о подобных снимках всвоем домашнем альбоме. Я представил себя тем солдатом, который за долгие годы войны впервые увидел родных. Сейчас говорю с вами — и ком в горле. Я даже заплакал от таких сильных эмоций.

Позже собеседник рассказал, что даже столь серьезная тема не обошлась без забавных моментов. Например, Андрею форму дали в Академическом ансамбле песни и танца Вооруженных Сил Республики Беларусь. Но в коллективе солистов балета с ростом 190 сантиметров да и сапог 46‑го размера не нашлось. Вот так и снимали героя не во весь рост, прикрыв синие кроссовки плащ-накидкой.

Запоминающимся сюжетом в коллекции этого проекта станет фотография с названием «Две подружки». Лиза Скиба и Диана Доморад — девочки-подростки, впервые прикоснувшиеся к такой непростой теме.

Наверное, словами крайне непросто даже журналисту передать атмосферу и эмоции, охватившие юных героинь проекта. Наблюдать за девочками было интересно с момента их знакомства и примерки военной формы и, конечно, до тех пор, как они увидели запечатленные кадры на экране фотоаппарата. По-детски искренне девочки интересовались у взрослых, какправильно носить гимнастерку, сколько пуговиц на ней надо застегивать, что делать с большим кожаным ремнем, как убрать волосы под пилотку. Между прочим, юные модели всерьез поинтересовались, какой цвет помады гармонирует с военным обмундированием. И с удивлением узнали, что на войне губы не красили. И еще много разнообразных «как?» озвучили девочки.

— По нашему замыслу, каждый отснятый сюжет — это самостоятельная история, рассказывающая конкретный эпизод времен войны и послевоенного периода, — уточняет Нинель Аракелян. — Мы долго и осознанно работали с каждым героем эпизодов. Рассказывали, объясняли, настраивали.

Наверное, кто-нибудь возразит, что, мол, ничего нового мы не сделали. Не соглашусь. Поверьте, я в фешен-индустрии не первый год и знаю, что и как устроено в этом мире гламура. В нашей студии дети не только учатся красиво ходить по подиуму, мы воспитываем в них важные и главные жизненные ценности: учим любить окружающий мир, сопереживать и чтить память. На словах все совсем просто и незамысловато. Кто-то недослышал, кто-то не запомнил — осязательного результата при таком обучении не бывает. Это не наш метод. Мы вкладываем в воспитанников самое дорогое и важное. Не спорю, что трудно было пятилетнему мальчику объяснить, что такое война и почему, стоя на танке, ему надо кричать «ура».

Сплоченная и небезразличная команда работает над этим проектом. Часть фото- и видеоматериала мы уже презентовали в рамках большого празднества Дня Победы 9 мая в столице автономного региона Сардиния городе Кальяри. В зале были эмигранты из бывшего СССР и итальянцы. Разные люди, разных возрастов и профессий, по-разному воспитанные, с разным менталитетом. Они аплодировали увиденному, многие плакали. Не только от того, что у нас получилось и мы их «задели за живое». После презентации люди подходили к нам и благодарили за обращение к этой теме, за то, что помним и учим помнить молодое поколение.

К слову, в проекте приняли участие дети, чьи прадедушки и прабабушки героически сражались и защищали нашу Родину. Многие имеют награды. Наверное, это одна из причин, почему юным героям так быстро удалось проникнуться и передать настроение прошлой эпохи.

Съемки подходят к концу. Скоро в Минске состоится презентация семейного проекта «Наследники Победы. Связь поколений». Авторы проекта обещают удивить не только трепетными снимками, но и самой подачей экспозиции.

Авторы проекта «Наследники Победы. Связь поколений» выражают благодарность за оказанную помощь в его реализации начальнику — художественному руководителю Академического ансамбля песни и танца Вооруженных Сил Республики Беларусь полковнику Владимиру Воропаеву и начальнику (организация и контроль ежедневной работы) историко-культурного комплекса «Линия Сталина» Роману Завадскому.

Анна Малушенко, «Ваяр», annasm@mod.mil.by,  фото Дмитрия Сапсая и Антона Войстрика

Источник: