Нарисованный Петербург

— Я и сам еще не до конца понимаю, как это получается, — 3D-художник Тимофей Яловегин пытается стереть краску с рук. Три дня в Парке аттракционов «Диво-Остров» он рисовал на асфальте объемного космонавта. Получилось 6-метровое изображение. Впрочем, глаз этого не замечает. Кажется, что нарисованный космонавт не больше самого обыкновенного человека. Зрители обходили рисунок так же, как обходят стоящего на тротуаре прохожего. Некоторые спустя только несколько минут понимали, что это — всего лишь изображение, нарисованное мелом и красками. Для 3D-художника это — лучшая награда.

Художник рисует цветными мелками на асфальте объемных чудовищ, а вокруг — толпа зевак. Такая картина давно стала привычной на оживленных улицах почти всех крупных европейских городов. Прохожие там уже не удивляются, если вдруг вместо асфальта они видят у себя под ногами огромный небоскреб, а где-то далеко внизу — маленькие фигурки гуляющих людей. Уже 10 лет европейские художники превращают скучные асфальты в 3D-картины. А вот в Петербурге первое объемное изображение появилось меньше года назад. Холстом стала площадка возле СКК. Две недели Тимофей Яловегин вместе с другом-художником Даниилом Тихоновым рисовали мотоциклиста. Опытные 3D-художники справились бы с этой работой за 3–4 дня. Но у петербуржцев учителей не было. Единственными советчиками для них стали книги по оптике и перспективе.

— Мотоцикл был 22 метра в длину и 20 — в ширину. А казалось, что по размеру он ничем не отличается от настоящего. Вы можете себе это представить? — говорит Тимофей Яловегин. — Я и сам удивляюсь, когда вижу, как нарисованное мною пятиметровое колесо выглядит совсем маленьким. Это все оптическая иллюзия.

3D-художник должен знать законы оптики как «Отче наш». Кроме того, разработка эскиза на асфальте требует точных математических, да и геометрических расчетов. Одна ошибка — и объемный рисунок превращается в паутину из кривых линий. Увидеть в этом хаосе изображение будет практически невозможно.

— Все дело в перспективе, — объясняет Тимофей. — Если вы увидите вдалеке мотоцикл, какого он будет размера? Правильно, маленького. Примерно тот же принцип действует с 3D-рисунками на асфальте. Мы используем специальную технику искажения и наклона. Чтобы на асфальте мотоцикл выглядел объемным, рисунок надо сильно растянуть в длину. Именно из-за этого «растяжения» объемные рисунки можно смотреть только из одной точки.

— Это было забавно — наблюдать за реакцией людей. Сначала они не понимали, что нарисовано. А потом подходили ближе и вздрагивали: мотоцикл летит прямо на них!

Чтобы нарисованный мотоцикл действительно «летел», надо приложить немало усилий. Сначала художник рисует на асфальте сетку и мелом наносит контуры рисунка. Ну а потом наступает самый интересный момент.

— После этого начинается беготня от рисунка к фотоаппарату и обратно, — улыбается Тимофей Яловегин. — Чтобы нарисовать объемное изображение, надо смотреть на асфальт через объектив. Иначе не получится. Без фотоаппарата мозг дает неправильные советы. Рука тянется нарисовать линию вправо. А чтобы рисунок стал объемным, надо рисовать влево.

На Западе такие объемные рисунки на асфальте (стрит-арт) приносят художникам немалые деньги. Крупные корпорации и мэрии городов всего мира заваливают мастеров спецзаказами. Один такой шедевр стоит от 1000 до 25 000 долларов. Впрочем, эти деньги быстро окупаются. Корпорации получают необычную рекламу, а чиновники — новый город. Так, в Европе, ремонтируя здание, не вешают на него зеленую защитную сетку. Там зовут 3D-мастеров, которые за неделю рисуют на специальной бумаге объемное здание. Этот рисунок устанавливают на фасад разваливающегося дома. В итоге прохожие не видят трещин и облупившейся краски. То же самое можно сделать и в Петербурге.

— Мы можем сделать настоящий 3D-город, — говорит Тимофей. — Никто не заметит подмены! Не будет больше старых зданий и серого асфальта. Будет город мечты.

То есть вместо уродливых лжефасадов ремонтируемых зданий будут вполне осязаемые дома. Правда, есть опасность, что тогда власти, удовлетворенные таким эффектом, вообще перестанут ремонтировать город — зачем, если и так все красиво и правдоподобно? А еще можно нарисовать в 3D-формате здания, снесенные в результате градостроительных ошибок. В натуральную величину.

3D-художников на Западе называют «мадоннари» в честь уличных итальянских художников XVI века. Армия мастеров живописи кочевала по всей стране из города в город, развлекая народ за небольшую плату изображениями разных религиозных сюжетов прямо на вымощенных булыжниками средневековых площадях. Чаще всего они рисовали Мадонну. Потому их и прозвали мадоннари. Постепенно художники стали исчезать с улиц итальянских городов, и казалось, что эфемерное искусство навсегда ушло в прошлое. Но неожиданно оно вернулось в наши дни, приобретая с каждым годом все большую популярность. Сейчас 3D-художники работают во всех крупных городах Европы, США, Китая и Японии.