Написать вкус арбуза

В этом году благовещенская художница Аннадель ШАТКОВА заканчивает городскую художественную школу, её мечта — стать профессиональным живописцем.

К 14 годам Аннадель уже добилась хороших результатов. Участвовала в многочисленных городских, областных и всероссийских конкурсах, занимала призовые места. Провела три персональные выставки в Благовещенске. Её работы есть в Японии и Китае.

— Я ещё училась в первом классе «художки», когда школу посетила японская делегация. Тогда им приглянулась моя картина на тему «Русская осень». Мне тогда нравилось рисовать гуашью (сейчас мне больше по душе акварель), и такое исполнение оказалось очень близко японцам. Ну а когда я пришла в школу после каникул, мою картину уже увезли в Страну восходящего солнца. В Китае же я присутствовала на русско-китайской выставке детских рисунков — в Русском музее в Харбине. Туда ушли три мои работы.

— Особенности их стиля — жирные контуры (много рисунков тушью) и много жёлтого цвета. Интересно изображают перспективу — как что-то туманное, призрачное. Но я говорю только о детских рисунках. Самым младшим участникам той выставки было четыре года. У маленьких художников, конечно, своё видение, но часто оригинальное. Даже есть уже такая практика: взрослые художники берут детский замысел и оформляют его профессионально.

— Как и все, в маленьком возрасте я много рисовала. Родители меня в этом начинании очень поддерживали, потом я поступила в Благовещенскую центральную детскую школу искусств, дальше — художественная школа. Поэтому этот путь — естественный процесс развития. У меня стабильный интерес к этому занятию, а не какая-то инерция: походила в кружок — по логике надо бы в художественную школу пойти, и так далее.

— Это была сова, я нарисовала её, когда мне было три года. И вообще, помню, в детстве почему-то много сов рисовала.

— Принимаясь за очередной рисунок, нужно уже иметь в голове чёткий сюжет? Или можно начать рисовать стихийно — то, что рука сама выводит?

— Главное перед началом любой работы, даже абстракции, — это композиция. То есть чёткое понимание, какую эмоцию ты хочешь выразить. Сильно влияет время суток, в которое садишься рисовать — даже цвета иначе ложатся. Я, бывает, и по ночам рисую.

— Чаще всего рисунок делается кусками. То есть беру чистый лист и начинаю прорисовывать какой-то фрагмент, доводя его до идеала, потом — следующий. Если сфотографировать весь процесс, будет забавно наблюдать, как отдельные кусочки превращаются в целостный рисунок.

— Это одна из недавних работ — посвящение Благовещенску. Задумка состояла в том, чтобы изобразить реки Амур и Зею как мужчину и женщину, которые держат в руках открытую жемчужную раковину. А самой жемчужиной является город. На эту картину ушло 106 дней. А самая «долгосрочная» картина — «Сон учительницы» — писалась четыре месяца.

— Где вообще место картинам — на стене в квартире или в картинной галерее, куда может прийти каждый?

— У каждого полотна своё место. Есть коммерческие картины, когда художник пишет на заказ. Такая картина может висеть в любом уголке дома. А есть другие работы — поиск, переживания, вопросы и ответы самой себе, бессонные ночи над картиной. Тогда получается что-то необычное и оригинальное. Такие работы не на продажу — их должны видеть люди.

— Изобразительное искусство с течением времени обретает новые формы — фотография, компьютерная графика. Почему бы не шагать в ногу со временем?

— Живопись — лучшее средство самовыражения. Я могу показать свои мысли, эмоции, какие-то образы, которых в реальности не существует. И вообще, живопись с эмоциональной точки зрения живее тех же фотографий.

— Я пока не выбрала то, что моё, мне ведь всего 14 лет. Поэтому пробую себя во всех стилях — рисунок, натюрморт, графика, фэнтези-композиции, -ищу себя, если можно так выразиться.

— Почему нет? Изобрёл же амурский художник Тихомиров жанр «оконопись»! И у меня что-нибудь может получиться. Каждый художник, работая в каком-то стиле, привносит в него нечто новое, в результате чего может появиться новое направление. Настоящее ИЗОбразительное искусство — это ИЗОбретение.

— Сложный вопрос, потому что у живописи много возможностей. Можно не только эмоции изобразить, но даже любой вкус — например, вкус горчицы или арбуза без изображения самого источника вкуса. Правда, это невероятно трудно. Но в будущем хочется попробовать так нарисовать. Главное, чего я хочу добиться, — каждая картина должна быть в единственном экземпляре, а не просто поток, к примеру, пейзажей, в которых вроде и разные места, но по духу они сливаются в какую-то массу, быстро стирающуюся из памяти.

Родилась 24 сентября 1996 года в Благовещенске. Любимый художник — Айвазовский. Дед Аннадель — Владимир Михайлович Шатков, самый старый в области «морж».