На следующей неделе начинается фестиваль «Любимовка»

Минувшая неделя – последняя спокойная, имея в виду культурную жизнь. Сегодня открывают сезон два больших театра – МХТ имени Чехова, где впервые после юбилея появится на публике худрук Олег Табаков, и Et Cetera. В калягинском к тому же в конце сентября наверняка обещают сыграть премьеру, которая была заявлена в минувшем мае в рамках фестиваля «Черешневый лес», – речь о «Буре» Шекспира в постановке Роберта Стуруа, как всегда он работает со своей командой – художником Георгием Алекси-Месхишвили и композитором Гией Канчели.

На этой неделе сыграют опять же давно ожидаемую премьеру «Записных книжек» Чехова в Студии театрального искусства Женовача. Планировали сыграть весной, но затея и вправду непростая, спектакль по записным книжкам Чехова репетировали и сочиняли в сотрудничестве с чеховедами-учеными, но сцена, на которой выпускают премьеру, – большая, и надо ученость и верность букве, конечно, соотносить с интересами публики. Конечно, очень интересно, что получится. К слову, в этом сезоне ожидается еще одна экспериментальная работа, в чем-то схожая, – в Театре Станиславского молодой режиссер Марат Гацалов поставит спектакль «Не верю!» по Станиславскому. Пьесу пишет Михаил Дурненков.

Российский Молодежный театр, открывший сезон на минувшей неделе, объявил планы на сезон, в частности, будут ставить пьесу Тома Стоппарда «Рок-н-ролл». А за предыдущую большую работу по Стоппарду, «Берег утопии», Алексей Бородин, а также Илья Исаев и Евгений Редько плюс художник спектакля Станислав Бенедиктов завтра в мэрии на Тверской получат Премию Москвы в области литературы и искусства.

В МХТ, как я понимаю, мы увидим в зеленом фойе выставку фотографий и костюмов, в которых играл Олег Павлович, называется она «75 улыбок Табакова».

Но, несмотря на всё юбилейное, думается, можно будет узнать подробности отказа от заявленной юбилейной премьеры – сам Табаков выбрал пьесу Вацлава Гавела «Уход», название с учетом юбилейного характера этой премьеры, скажу честно, мне не очень понравилось, но в данном случае, как рассказал в одном интервью режиссер спектакля Константин Богомолов, театр вынужден был прекратить репетиции в силу отсутствия авторских прав на эту пьесу и разности взглядов на материал постановочной группы, с одной стороны, и драматурга и его агентов, с другой. Спектакля не будет.

На следующей неделе начинается фестиваль «Любимовка» – судя по присланному анонсу, будет о чем поговорить: новые пьесы Максима Курочкина, Павла Пряжко, Михаила Дурненкова…

К слову, Театр.doc, где будут проходить читки «Любимовки», открыл сезон в минувшую пятницу, с тортом и, что стало традиционным, заявками новых проектов. Самое новое: театр, который сохраняет свой частный статус, наконец договорился о прямой аренде с городом. Это, разумеется, не освобождает от необходимости исполнять самые разные столичные законы – скажем, не шуметь после одиннадцати вечера, но теперь уже нет опасности, что театр выселит на улицу, скажем, бильярдный клуб или сауна, – дом-то в центре, элитный, без бильярдного клуба и сауны – жить трудно. Зато – с театром.

Вчера в Венеции открылась Архитектурная биеннале, где в российском павильоне показывают проекты приспособления и реконструкции старых и заброшенных фабрик на примере Вышнего Волочка. Тема эта – не новая, но в данном случае кураторы проекта, предлагая участникам для архитектурных фантазий бывшие мануфактуры Прохоровых и Рябушинских, завод «Красный май», просили учесть, что традиционные офисы и артпространства, понятные в больших городах, вряд ли будут уместны в стотысячном Вышнем Волочке. По мнению одного из кураторов, Сергея Чобана, в Вышнем Волочке с его каналами могли бы появиться Центр изучения фольклора или Музей водных путей сообщения, ради которых в городе, расположенном на пути из Москвы в Петербург, начали бы останавливаться туристы.

О концерте U2, который, несмотря на полупустые трибуны и сильный дождь, называют, возможно, главным событием не только недели, но и лета и даже года, написано предостаточно, я был рад совместному выступлению Боно и Шевчука.