Музейная афиша — «Стайны коллекционируют: Матисс, Пикассо и парижский авангард»

В Метрополитен музее идёт выставка «The Steins Collect: Matisse, Picasso, and the Parisian Avant-Garde» («Стайны коллекционируют: Матисс, Пикассо и парижский авангард»). 

Спешите видеть! Выставка стоит этого.

 Два брата, Лео и Майкл  и их сестра, Гертруда, приехали в начале ХХв. в Париж из США, чтобы положить начало коллекции, которая станет символичной при упоминании работ Матисса, Пикассо и многих выдающихся художников французского авангарда.

Все, наверное, знают портрет Гертруды Стайн, написанный Пикассо в Париже. Он был написан в 1906 г. в период, когда в художественной среде стало актуальным знакомство с африканским искусством — лицо 33-х-летней Гертруды напоминает застывшую маску, но от этого не утрачивается, а скорее становится более явной её скрытая натура. На выставке можно увидеть и узнать множество интересных подробностей о том, как создавалась картина, о  зарождении авангарда в Париже, о главных героях выставки — семействе Стайн  из США и их друзьях, парижских художниках,  которых они для себя и для мира открыли, и чьи картины они покупали для своих коллекций, поддерживая их исскуство. Мне было интересно узнать новые подробности диалога Матисс-Пикассо в картинах коллекции, который существовал между друзьями-соперниками десятилетия; о судьбе коллекций Стайнов во время Первой и Второй мировых войн; о художниках,  с которыми дружила, и чьи картины стала покупать Гертруда, когда работы Матисса и Пикассо уже были ей недоступны по цене.

И ещё: вилла Стайн/ Штейн  в Гарш (теперь Вокресон, построенная в 1927г. Ле  Корбюзье, где были воплощенны знаменитые пять принципов архитектуры, принадлежала Майклу и Саре Стайн, которые в конце 30-х увлеклись современной архитектурой и заказали Корбюзье построить виллу, чем впоследствии очень гордились.

Henri Matisse   Woman with Hat  1905 — одно из драгоценных приобретений для коллекции

Ренуар Обнаженная девушка — один из вариантов этой картины был куплен Лео Стайном для коллекции

Стайны -Лео, Аллан, сын Майкла и Сары, Гертруда, Тереза Эрман, друг семьи, Сара и Майкл

Анри Матисс в гостях у Майкла и Сары Стайнов в Париже в 1908г.

Гертруда со своей спутницей, американской писательницей, Алисой Токлас в их парижской квартире

Макл Стайн с внуком Даниэлем на своей вилле под Парижем

«Автобиография Алисы Б. Токлас» -к нига, которая принесла Гертруде Стайн известность и признание

По настоянию своего друга, Матисса, в 1916 году Майкл и Сара Стайн одолжили свою коллекцию наиболее значительных работ Матисса Берлинской  художественной галерее для выставки, а ещё через несколько месяцев из-за изменений в раскладе сил в ходе Первой мировой войны для Германии, коллекция Стайнов оказалась запертой в Берлине. Вернуть работы назад Стайнам так и не удалось и они вынуждены были продать большую часть картин коллекционеру из Дании? по цене, которую тот им предложил. 

Предполагается, что эти два портрета Стайнов вскоре были написанны  Матиссом, чтобы как-то компенсировать его чувство вины перед ними из-за случившегося.

Скульптурный портрет Гертруды Стайн работы американского скульптора Джо Дэвидсона 1920-52 гг.

Портрет Гертруды Стайн работы Франсиса Пикабиа, одного из художников с которым её связывала дружба после охлаждения отношений с Пикассо.

«Па»- картина Пикабиа, который за свою жизнь успел сменить более деятка художественных стилей и направлений

«Посвящается Гертруде Стайн» — работа  Francis Cyril Rose , английского художника, одного из её друзей и протеже 

Портрет Гертруды Стайн работы Пабло Пикассо 1906г.

Источник: http://drakosh-a.livejournal.com