Музей современного искусства Одессы отметил ночное новоселье «социальным магнетизмом» (фоторепортаж)

В своем новом помещении по адресу Белинского, 5 Музей современного искусства Одессы (МСИО) подключился к празднованию Международного дня музеев и проведению Всеевропейской ночи музеев. До часу ночи публика блуждала по залам и обсуждала увиденное.

Раньше МСИО был вынужден ограничиваться небольшими помещениями. Теперь музей развернул большие экспозиции в памятнике архитектуры (дом построен известным одесским архитектором Юрием Мелентьевичем Дмитренко в 1906 году), а поскольку на новоселье положено заносить в дом кошку, на первом этаже поместили небольшую подборку рисунков учеников художественной школы имени Костанди на кошачью тему. Также на первом этаже можно увидеть живопись одесских нонконформистов Людмилы Ястреб и Виктора Маринюка, которые в семидесятых годах прошлого века бросили вызов соцреализму.

А самый свежий авангард – на втором этаже, где представлен выставочный проект Мирослава Кульчицкого «Социальный магнетизм». Здесь художники исследуют явления современного общества, обладающие свойством как притягивать, так и отталкивать.

«Социальный магнетизм во многом обуславливает модели нашего существования и действия в современном мире, наш социальный выбор, — пишется в аннотации к выставке. — Способны ли мы, в условиях «медиального общества», выработать эффективные механизмы самоориентации, осуществить наш индивидуальный и коллективный выбор на основе собственных критических оценок и независимых суждений?».

Для афиши выбрали фотографию Ивана Цюпки – два скелета в рентгеновских лучах манят странной красотой, но и отталкивают неизбежными мыслями о смерти. Снова черепушки – шесть школьниц с мертвыми головами на картине Николая Лукина «Генерация» заставляют задуматься о плюсах и минусах во многом зомбирующего любое поколение образования. В подражание советской парковой скульптуре сделана фигура пионера (Иван Жуковский и Павел Николаев), снабженная фейковыми документами о загадочном грузе, секретно перевезенном в 1919 году, имитацией выпусков газеты «Известия», завлекающими заголовками о пионере-призраке и страшной находке в катакомбах на Дальницкой.

И снова пионеры – на картине «Петушки» Ларисы Резун-Звездочетовой эти персонажи вскапывают клумбу, находя в ней… человеческий мозг. Радостный, но с трудом дающийся путь познания! Но отнюдь не только реалии советского времени волнуют художников. Куклы-реборны в инсталляции Вадима Бондаренко (Bondero) символизируют четыре стороны света, четыре ветра, а вентилятор позволяет вертушка в ручках реборнов поочередно трепетать.

Также на выставке можно увидеть не менее интересные произведения Ирины Бережко, Марии Гончар, Романа Громова, Игоря Гусева, Дмитрия Дульфана и других художников. А самая необычная работа, пожалуй, принадлежит авторству Стаса Жалобнюка – это видеозапись спиритического сеанса, на котором был вызван дух известного одесского Ивана Гайдаенко – художник хотел убедиться, что потусторонние силы не против устройства музея в бывшем помещении Совета мира и Союза писателей.

Источник: