Музей-квартира С. Конечно, Я. Впрочем, Аллилуева. Значит История и дом

В субботу, кроме звонницы Смольного собора, мы побывали также и в одном из самых малоизвестных исторических мест нашего города —музее-квартире С.Я.Аллилуева на Песках. Место это замечательно многими историческими событиями, которые сейчас заметно отошли в тень:

3) Здесь много лет жила его будущая жена, Надежда Аллилуева, и в этой квартире и завязался её роман с суровым кавказцем из Гори, приведший затем к замужеству и переезду в Москву.

Собственно, уникальна квартира ещё и тем, что является (возможно) единственным уцелевшим сейчас общедоступным мемориальным местом, связанным с личностью конкретно Сталина (и в меньшей степени — Ленина), и хранящем его подлинные прижизненные артефакты, кроме разве что грузинского Гори.

Наконец, это просто очень интересное место — с точки зрения бытия начала XX века и неповторимой атмосферы имперского предреволюционного Питера. Здесь всё честно и не менее чем наполовину подлинно; совершенно нет лакировочного гламура, так свойственного зализанным туристическим местам. Меня поразила даже не только квартира, но и внутренности дома, потрясающе цельно хранящего строгую ауру старого Петербурга. Поэтому я снимал не только саму квартиру, но и подьезд, и площадку внизу с декоративными каминами. Также здорово, что мы там получили индивидуальную и неспешную экскурсию, с подробным обьяснением всех сущностей, с осмотром и исторических и бытовых деталей. Никакой толчеи, никакой спешки — как будто мы и правда в гостях на квартире. За это спасибо смотрительнице — к сожалению, не спросил её имя.

Предлагаю посмотреть фотоотчёт про этот музей, с небольшим рассказом. Его я разделил надвое, чтобы не мешать разные сферы: дом и история квартиры (1-я часть) и быт начала XX века (2-я часть). Сейчас — осмотр в основном исторической ипостаси квартиры-музея, а также (коротко) выставки «Сталин», которая базируется там же, в одной из комнат. В первой части — также показ дома и подьезда, атмосферы Старого Питера эпохи модерн.

2. Сам дом находится в Песках, на 10-й Советской улице, за пересечением с улицей Мытнинской. Район этот и в те годы был непрестижный — на окраине Песков, но сам дом — мощный и исполненный качественно. Шесть этажей, лифты (страшно тесные!!!) — и на самом последнем этаже и снимал три комнаты в 4-комнатной квартире глава семьи — С.Я.Аллилуев, высококвалифицированный электрик, кабельщик, с женой и двумя дочками-гимназистками — Анной и Надеждой. Вот он, этот дом, №17а, самый тёмный на фото, с рустовкой выше 2-го этажа.

3. Подьезд, который нам нужен. Особо тут за обликом никто не ухаживает, так что всё держится на ресурсе материала.

4. Слева — табличка, про то, что тут два дня жил Ленин. Никто за ней уже не следит, так что за 20 постсоветских лет табличка уже утратила лоск и один из плафонов разбит. Впрочем, они и не горят.

Впрочем, хозяин дома самолично отбирал вещи, отдавал обстановку и руководил её расстановкой для музея — в 1938 г. (он прожил до 1945 г.), так что название музея по его имени вполне нормально. Этим обьясняется и аутентичность внутреннего наполнения музея.

8. Постепенно поднимаемся наверх (можно и на лифте). Замечательно тут то, что и двери квартир, и перила, и все детали — подлинные. Те самые, что и были. Никакого новодела.

9. У нескольких дверей я даже заметил сохранившиеся таблички. Причем это не прикрученные заново, для антуражу, а честные. Они как вросли уже в двери, за 100 лет.

16. Плафон. Также подлинный (все люстры в доме я покажу в части о быте — это ценно, так как они сохранились именно с аллилуевской квартиры, а не просто аналоги той эпохи).

17. В музее-квартире неожиданно обнаружилась выставка с вот таким названием. Странно, ничего о ней нигде не слышал.

18. Под выставку Сталина занята та комната, которую снимали не Аллилуевы, а другая семья. Комната небольшая, экспонатов тоже немного — после XX сьезда КПСС (1956) почти все подлинные «сталинские» артефакты были упрятаны под замок, в хранилища, либо уничтожены за ненадобностью, либо переименованы для удобства в «ленинские» (где можно).

19. На стенах вывешены картины периода «культа личности» сталинской тематики (1938-54 гг.). Вот картина о прибытии Ленина на Финляндский вокзал в апреле 1917 г (фрагмент). За Лениным виден Сталин, тоже в кепочке. Это не очень канонически, потому что позже его рисовали в фуражке.