Может ли автономия зарабатывать на своих музейных сокровищах?

Музейные экспонаты во-все не такие домоседы, проводящие большую часть своего долгого века в хранилищах, как принято считать. Политика современных храмов культуры как раз в том и состоит, чтобы показать их как можно большему числу людей в разных странах. Поэтому музеи мира за границу вывозят самые разные выставки: от древних украшений и картин великих художников до собраний старинной одежды и даже средневековых пыточных орудий.

Украинские выставки и отдельные экспонаты путешествуют намного реже, более или менее отлажена такая работа в нескольких крупнейших национальных музеях. Недавно крымское правительство занялось изучением вопроса: может ли автономия зарабатывать, показывая свои музейные богатства? Или, возможно, эта деятельность способна принести Крыму другие дивиденды?

В Крыму, который уже привычно называют полуостровом сокровищ, статистики по выездным выставкам нет вообще. По словам директора крымского республиканского учреждения «Научно-исследовательский центр памятникоохранных исследований АРК» Александра Хливнюка, Центральный музей Тавриды за последние 16 лет, с 1994 года, вывозил экспонаты для демонстрации за рубежом только… 6 раз. И значимых финансовых результатов от этого никто не увидел.

По мнению вице-премьера и министра экономического развития и торговли АРК Екатерины Юрченко, сейчас в Крыму вообще отсутствует всякое понимание того, как должна вестись эта деятельность. Нет даже четкого перечня проблемных вопросов с указанием, кто и как может их решить, сколько на это потребуется средств. Все побывавшие за границей выставки, подготовленные крымскими музеями, были результатом доброй воли, энтузиазма и… личных связей музейщиков.

Не так уж просто и сформировать саму выставку, которая была бы интересна зарубежным музеям: нужны идея, тема, интересные экспонаты. А их следовало бы собирать по разным учреждениям. Скажем, в Центральном музее Тавриды самое полное (возможно, во всей Украине) собрание предметов позднескифской эпохи. А вот Керченский историко-археологический музей гордится античной коллекцией. Старший научный сотрудник отдела средневековой истории заповедника «Херсонес Таврический» Наталья Гинькут сообщила, что на счету заповедника тоже немного самостоятельных выставок, выезжавших за рубеж. Намного чаще туда отправлялись отдельные экспонаты. Так что сила Крыма действительно только в том, чтобы показывать лучшее, что есть во всех музеях.

Недавно прозвучало и конкретное предложение по этому поводу: создать при Министерстве культуры АРК специальный центр или отдел, который бы занимался организацией выставок за границей. Но результат появится, подчеркнула зам генерального директора по научной работе КРУ «Центральный музей Тавриды» Елена Вишневская, если работать там будут представители музеев, знакомые с закромами каждого учреждения, понимающие, чем и как можно удивить иностранцев.

Насколько оказываются успешными и востребованными зарубежные выставки, сами музеи… понятия не имеют, они в получении доходов не участвуют. Но прибыль действительно невелика — в прошлом году экспонаты Центрального музея Тавриды ездили на выставку, развернутую в Боннском выставочном комплексе. В ней приняли участие также музеи Германии, Италии, Франции, Турции, России и других стран. Посетили выставку за 4 месяца работы около 100 тыс. человек, доход Крыма составил $10 тыс. К сожалению, анализом договоров на выставочную деятельность, предложением более выгодных для Крыма условий сейчас заниматься просто некому.

И все-таки, кажется, идея отправить музейные ценности на заработки за границу больших финансовых барышей Крыму не принесет. Зато сильной стороной таких выставочных проектов, считает Елена Вишневская, можно назвать то, что предметы из крымских музеев попадают во все выставочные каталоги, — и крымской казне это не будет стоить ни копейки. Кстати, за редким исключением (например, Керченский историко-культурный заповедник) крымские музеи вообще не могут позволить себе издавать каталоги собственных экспонатов. «Публикация коллекций музея — это профилактика их расхищения. Опубликованную вещь уже невозможно легально продать», — пояснила хранитель фондов Центрального музея Тавриды Людмила Храпунова.

Часто принимающая сторона требует формировать выставку из отреставрированных предметов. Это понятно, ведь осматривать ее предстоит не столько специалистам, сколько обычным людям. Для крымских коллекций, в которых самая интересная часть представлена археологическими находками, это требование практически невыполнимо. Денег на то, чтобы отдать на сторону нуждающиеся в реставрации вещи, нет. А профессия реставратора особая, требующая не только знаний, но и опыта. И не бывает специалиста, который на все руки мастер: один работает только с бумагой, другой с металлом, третий с тканью и т.п. Таких специалистов готовят в Киеве только по направлению музеев. Но у ценных кадров настолько маленькая зарплата, что они, наработав кое-какой опыт, находят более денежную работу.

Однако музеи, принимающие крымские предметы, обычно предлагают провести реставрацию за свой счет. Они же берут на себя оплату страховки (а страховая сумма может составлять сотни тысяч и даже миллионы евро), оплачивают транспортировку и охрану экспонатов. За счет принимающей стороны вместе с выставкой едут и живут за границей сотрудники музеев, сопровождающие ее.

Получается, выгода Крыма вовсе не в прибыли, а в популяризации крымских музеев и самого полуострова. Огромный плюс и в том, что экспонаты все-таки проходят через руки реставраторов, а на родине они вряд ли бы этого дождались.

Предварительные договоренности о путешествии крымских культурных сокровищ уже есть. Так, в 2013 году Центральный музей Тавриды собирается подготовить экспонаты для вывоза в Бонн на выставку «Археология Черного моря». Керченский историко-культурный заповедник в это же время намеревался представить в Варшаве выставку «Античный город Тиритака». Бахчисарайский историко-культурный заповедник хотел бы показать свои сокровища в Японии. Симферопольский художественный музей планирует демонстрировать картины в Сан-Тропе (США), есть предложения по выездной выставочной деятельности и у Дома-музея Чехова.

Но Крым не в состоянии ответить взаимностью зарубежным музеям, принимая здесь их выставки. Хотя их всегда готовы предложить, и это шанс заработать. Дело в том, что ни одно из хранилищ культуры полуострова не отвечает требованиям по сохранности экспонатов. Это означает, например, что нет ни одного зала, где поддерживался бы постоянный режим температуры и влажности. Возможно, они появятся уже в следующем году: Екатерина Юрченко поручила при ремонтных работах в крымских учреждениях культуры оборудовать хотя бы несколько залов, отвечающих всем современным требованиям. В том числе и в Ласточкином гнезде.

Еще хуже положение с помещениями, в которых находятся 90% экспонатов, не используемых в постоянных выставках. Людмила Храпунова рассказала, что ни в одном крымском музее нет помещений, в которых при необходимых условиях правильно хранились бы предметы старины и искусства. Нет там и возможности работать с ними — изучать, оценивать степень сохранности. Давно не выделяются средства и на музейные археологические исследования, а в таких экспедициях всегда работали реставраторы, спасающие предметы сразу после их обнаружения. И сегодня единственная возможность пополнять коллекции — уговаривать археологов отдавать все найденное в конкретный музей. Так что все-таки Крым постепенно богатеет древностями, другое дело, что увидеть их могут немногие.