Москвичей вернули в детство

     ДО ЮБИЛЕЯ Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина еще два года. Но подготовка к нему идет на всех парах. И не абы как. А с полной выкладкой мировых шедевров из 11 зарубежных и 8 отечественных музеев, объединенных самой теплой темой – «Детство. Отрочество. Юность».

     Охват (как всегда в Пушкинском) – масштабный: от Средневековья до сегодняшних дней. Внутренняя же задача – попытаться рассказать о судьбе каждого, кто когда-то позировал Сурбарану, Евграфу Сорокину, Гойе, Владимиру Боровиковскому, Ренуару, Федоту Сычкову, Моро, Валентину Серову, Боттичелли. Как это ни странно, но судьбы многих пухлощеких и румяных детишек, сложились трагически.

     Вот полотно неизвестного художника, на котором изображен король Англии и Шотландии Карл II в пышном серебристом платьице, белоснежном чепчике. Как тут определить пол? Только по посвятительной надписи наверху: «Наследный король Карл Британский».

     Действительно, со Средневековья существовала традиция, когда детей, особенно наследников мужского пола, одевали в девичьи платья. И носили лет до семи! Поначалу так защищали от дурного глаза. А потом эта одежда стала унифицированной для обоих полов (кстати, в наше время до определенного возраста детей различают только по цвету одежки – розовая – девочка, синяя – мальчик!).

     Карлу тут еще нет года. Но при этом он сидит на подушке, словно на троне! И держит чесалку-погремушку-игрушку – словно скипетр! Бедный малютка, он не самостоятелен даже в таком младенческом возрасте – так его посадили, заставив позировать! Зажали в тиски взрослого мира. Даже щенок сенбернара на царственных коленях обладает большей свободой… Малыш еще не знает, что скоро он станет сиротой. Потом скитальцем. Но будет иметь бешеный успех у женского пола. А вот наследника престола ему оставить не суждено.

     Рядом портрет дочери Рубенса – Клары из венского музея Лихтенштейна. Прекрасное, трепетное лицо. Широко распахнутые в мир голубые глаза. Девочка умрет в 12 лет.

     Судьба дочери Зинаиды Серебряковой – Кати – далека от идеала детской безмятежности. Суровая, жизненная необходимость заставила ее зарабатывать на хлеб чрезвычайно рано.

     – Как отнесутся дети к подобной встрече со сверстниками? – поинтересовалась я у куратора выставки Александры Степиной.

     – Не думаю, что они станут умиляться. Ведь дети чувствуют себя с «моделями» на равных. Но, может быть, для них будет интересно, а как эти дети, изображенные на картинах, себя вели? Как они одевались, во что играли, какие проблемы решали? Как их воспитывали, какие порядки существовали в их семьях?

     Для пап и мам более важен общефилософский смысл. Главное, чтобы взрослые оценили ребенка как самостоятельную личность. И дали ему возможность посмотреть выставку по-своему, как им захочется. И наоборот. А потом обменялись мнениями.

     Обширный раздел экспозиции посвящен детской теме в искусстве фотографии. Оказалось, что Льюис Кэрролл четверть века (с перерывами) посвятил поиску прекрасной девы из Зазеркалья. Тысячи девочек прошли перед его дагеротипом, пока не возникла Эллис Плезэнс Лиддел – будущая Алиса.

     Насколько хороши фототворенья других мастеров светописи – судить зрителям. На мой взгляд, в них слишком превалирует постановочность, искусственность, что несвойственно детям.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка: Газета «Вечерняя Москва» — Загадки для взрослых на первоисточник обязательна.