Москва Булгакова. Конечно, Мастер и Маргарита.

В данном гео блоге мы расскажем о местах подлинных и о героях вымышленных. Вы увидите Москву глазами Булгакова и сможете побывать в доме музее Булгакова в «нехорошей квартире»по ул «Садовой 302 -БИС» , на Патриарших прудах, зайдёте в «Массолит» или как его еще называли к «Грибоедову»  увидите дом Мастера и дом Маргариты, узнаете где находится дом Пашкова с которого Воланд, кот Бегемот и Коровин  в последний раз любовались столицей и отправились в своё дальнейшее путешествие .

Почти все герои о которых писал Булгаков хотя и были образом собирательным, но часто имели конкретного прототипа, а многие здания описанные в романе Мастер и Маргарита существуют и по сей день и не выдуманы автором, а просто перенесены в роман. Мы приглашаем совершить прогулку по «Москве Булгаковской» с помощью навигатора и глубже проникнуть в тайны этого мистического произведения, а для любителей приключений и геокешинга предложить виртуальные тайники со вполне реальными кладами.

Именно здесь располагалось «Варьете», где Воланд давал сеанс чёрной магии. А во дворе театра Сатиры разместился сад «Аквариум», где Варенуха повстречался с Бегемотом и Азазело. И в этом же месте находился реальный Московский мюзик-холл. Здание перенесло множество реконструкций, и много раз меняло свое название. Изначально в здании располагался цирк братьев Никитиных. Строение было круглым, как и полагается быть настоящему цирку. Построено оно было в 1911 году архитектором Нилусом.

Когда цирк из-за недостатка пищи для животных выехал, сюда въехал Московский мюзик-холл, затем здесь располагался театр Оперетты, а потом уже в 1924-м Театр Сатиры. В 1963 году здание подверглось капитальной реконструкции, и стало в большей степени походить на театр, чем на цирк. От старого здания остался только купол, который с высоты птичьего полёта напоминает летающую тарелку. В 1977-м в театре была поставлена пьеса «Бег» по одноименному роману Булгакова. Интересно, что Театр Сатиры связан с судьбой Булгакова еще одной причудливой нитью. До переезда в это здание, театр ютился в Большом Гнездниковском переулке, 10. Так называемом доме Нирнзее, там же Булгаков познакомился со своей третьей женой – Еленой Сергеевной.

Можно просто посмотреть на здание, однако лучше купить билет на один из спектаклей – в театре «Сатиры» они неизменно хороши.

Государственный музей М.А. Булгакова («Нехорошая квартира») (Время работы: 13.00-19.00, вт-суб), располагающийся как раз в квартире №50, там, где жил сам писатель с первой женой с 1921 по 1924 год. Музей солидный и академичный, но, мы, к сожалению, в него не попали, так как в воскресенье он не работает.

Как вы помните, Воланд поселился в квартире №50 в доме 302-бис по улице Садовой. По мнению исследователей, прообраз «нехорошей квартиры» находится на улице Большая Садовая, 10, кв.50, и автор заселил туда нечистую силу неслучайно – в то время, когда писатель жил там, в квартире находилась коммуналка, жить в которой было сущим адом. Михаила Афанасьевича, который вместе со своей женой занимает одну из комнат 50-й квартиры, окружали пролетарии. Кругом хамство, ругань, «летали» пивные бутылки. Три года, по 1924 год, Булгаков прожил в очень тяжелых условиях. Но он не отчаялся, вооружился пером, и как подобает настоящему писателю, многих своих соседей вывел, как литературных персонажей в своих произведениях. Например, его соседка из 48 квартиры была несносная грубая женщина Анна Горячева, которая в последствии стала известна в «Мастере и Маргарите», как «Аннушка-чума».

Второй музей – Культурно-просветительский центр Дом Булгакова. (Время работы: 13.00-23.00). Вход бесплатный, большой выбор экскурсионных программ, в том числе ночных пешеходных, художественные выставки и поэтические вечера. В культурном центре есть также небольшое и очень уютное кафе, погружающее в атмосферу того времени.

Патриаршие пруды расположены недалеко от Садового кольца: между улицей Малой Бронной, и переулками Малым Патриаршим и Ермолаевским.

У этого места довольно любопытная история. Когда-то здесь располагалось Козье болото или в народе Козиха. По имени болота получили свое название Большой и Малый Козихинский переулки. В конце XVII века это место своей резиденцией выбрал Патриарх Иоаким, и на месте болота появилась Патриаршая Слобода.

По одной из версий – слово «болото» употребляется как название места, где торговали битым скотом, привезенным из святительских патриарших вотчин. По другой версии здесь действительно была болотистая местность, и Козьим болото называлось потому, что находилось поблизости козьего двора. С козьего двора шерсть отправлялась к царским и патриаршим резиденциям.

Этот роскошный дом был выстроен известным московским архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем для московского фабриканта и мецената Саввы Тимофеевича Морозова. «Московское чудо» – так называли его в те годы.

Район, где расположена улица Спиридоновка, до середины XVI века был сельской местностью, к северо-западу от которой лежали обширные поля. В начале XVII века здесь появляются городские постройки; на одной из сторон нынешней улицы была построена каменная церковь Спиридона-чудотворца. По имени церкви и улицу стали называть Спиридоновкой, как это было принято в Москве.

Дом этот представляет собой усадебную постройку XVIII – XIX века. Он сохранил колорит типичного московского особняка.

Имя архитектора, капитально перестроившего дом в стиле ампир, после пожара 1812 года осталось неизвестным, однако историки архитектуры приписывают здание Доменико Жилярди. В литературных кругах Москвы его часто называют «Домом Герцена», потому что в 1812 году здесь родился писатель. Этот дом принадлежал дяде Герцена, помещику Яковлеву. Сам Александр Иванович Герцен здесь провел детство и юность.

В середине XIX века в усадьбе жил Дмитрий Николаевич Свербеев – личность довольно известная в Москве того времени. Образование он получил в Московском университете, служил в Министерстве иностранных дел. В 1830 году в своем особняке на Тверском бульваре Свербеев организовал литературный салон, где часто бывали Пушкин, Лермонтов, Герцен, Гоголь, Белинский и др. Это был период, когда литературные салоны были чрезвычайно модны. В определенный день без специального приглашения в доме собиралась группа людей, чтобы побеседовать, помузицировать. У Свербеевых, наряду с московской свободой и бесконечно длинными спорами, имелись и европейские порядки: угощение подавалось изысканное, но не в обычном московском изобилии. Свербеев завел принятый за границей дверной звонок и бывал недоволен, если кто-то из гостей по привычке колотил в дверь.

В 20-х годах XX века дом был передан писателям. Тогда же на его воротах появился барельефный портрет Александра Герцена. Именно этот дом назван «Домом Грибоедова» в «Мастере и Маргарите» у Булгакова. С 1933 года здесь находится Литературный институт имени Горького.

В советское время здесь располагались разные литературные организации: такие как РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ.

Небольшой деревянный дом под номером 9, построенный в середине ХIХ века, больше известен как «дом Мастера».

Дом принадлежал братьям Топлёниновым. Сергей был художником-декоратором, Владимир — актером. С 1926 года в доме снимал комнаты драматург Сергей Ермолинский. Тогда же частым гостем этого дома становится Булгаков.

Булгаков любил этот дом и часто оставался в нем ночевать – зимой здесь тихо потрескивала печь, а в мае, у самых окно цвела сирень. Иногда он работал здесь при свечах, совсем как его Мастер. Со двора несколько ступенек вели в маленькие полуподвальные комнаты с печкой, там же в крохотной передней стоял фарфоровый умывальник – особая гордость хозяев. Именно в этом полуподвале работал писатель.

Один из самых значимых фрагментов булгаковского «Мастера и Маргариты» – описание жилища Мастера. Обстановка была списана практически с натуры. «Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени».

После своей постройки Пашков дом стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет вызывал удивление и считался одним из самых красивых зданий столицы.