Молодые против мэтров

Открылась выставка номинантов на премию Кандинского

В московском «Ударнике» открылась выставка премии Кандинского, одной из престижных наград в области современного искусства. В этом году восемнадцать произведений претендуют на «Проект года», двенадцать представлено в категории «Молодой художник. Проект года». Пять научных трудов соревнуются в новой номинации «Научная работа. История и теория современного искусства». Рассказывает ЕЛЕНА ФЕДОТОВА.

Красный плюш под ногами щедро усыпан блестками — антураж из инсталляции Ирины Кориной зрители разнесли по всему «Ударнику». Этот случайный эффект сразу задает всей выставке постновогоднее настроение, когда свежи еще воспоминания о шампанском, но уже навалилась обыденность и даже кое-где тоска. Театральность вообще свойственна нынешней экспозиции больше, чем когда-либо, и старое здание «Ударника» на этот раз подыграло куратору Антонио Джеузе. Вытертые паласы, лабиринты выставочных залов, тяжелые занавесы, неправильные ступеньки, о которые постоянно спотыкаешься, и полумрак кинозала усиливают ощущение театральной безвременности — это состояние и объединило совершенно разные работы.

«Кандинский» всегда тяготел к задиристым высказываниям, зрелищным формам и заигрывал с социально-политической проблематикой. С этой точки зрения инсталляция Ирины Кориной «Припев» вполне реальный претендент на главный приз. В шалаше из блестящих тряпоквыставлены современные фетиши: гигантский артишок, дворец-зиккурат, Эйфелева башня, лимузин и даже горный хребет из сверкающих тканей и меха. Жизнь как веселый карнавал, бессмысленная и беспощадная,— та самая уходящая натура, о которой в ближайшем будущем, возможно, будут вспоминать с ностальгией.

Не менее интересные работы, которые могли бы войти в шорт-лист, показали группа «МишМаш» и группировка ЗИП. «МишМаш» (Михаил Лейкин и Мария Сумнина) создала ироничную инсталляцию в духе московского концептуализма. По мнению художников, именно такой проект желает видеть зритель — крепкие академические рисунки с гипсов, однако под разбитым стеклом, пострадавшие то ли от недоброжелателей, то ли от времени. Рисунки дополнены комментариями введенного персонажа — «бездарного критика» (на самом деле его имя слишком известно, чтобы поминать всуе), транслирующего заковыристые тексты. Вневременная вещь со множеством тонкостей вроде «правильно» вбитого гвоздя — в самом деле, «о вечном» сейчас поговорить намного приятнее, чем о настоящем.

Деревянные конструкции зиповского проекта «Утопический скелет» торчат на балконе кинозала как остовы погибших кораблей. Зиповцы обнажили каркасы разных объектов культуры, выдуманных и реальных,— от «Рабочего и колхозницы» до зипкурата,— сколотив деревянную пародию на бумажную архитектуру. Особенно удалась парящая под куполом скульптура «Авроры», осеняющая «Ударник» знаком анархии, в который превратился каркас звезды.

Вообще же, нынешняя премия заметно помолодела. А зрелые художники, годами оттачивающие высокое мастерство в одних и тех же форматах, несколько проигрывают более молодым и дерзким коллегам. Немногочисленные картины Павла Пепперштейна слишком скупо говорят о его проекте в целом. Хотя наш замечательный художник и писатель, давно уже пребывающий в нирване, не нуждается ни в каких премиях — есть подозрение, что в который раз так подумает и жюри. Молодые же наступают мэтрам на пятки, в чем убеждает хипстерский шаманизм Евгения Антуфьева, соорудившего нечто вроде алтаря фэшиониста с казаками из змеиной кожи, полных снега, и черепом дельфина. Видео екатеринбургской группы «Куда бегут собаки»про лабораторное путешествие реальной мыши и ее виртуальных сущностей — подлинный шедевр научно-художественной мысли.

Похоже, что в молодежной номинации уличный художник Тимофей Радя будет конкурировать сам с собой — в лонг-лист он прошел сразу с двумя работами, одна из которых настоящий стритовый постмодернизм. На огромной бетонной стене Радя собрал соломоновы премудрости другого уличного художника — Кирилла Кто, создав целый философский трактат. Надо признать, что фотокопия стены на выставке сильно преуменьшает достоинства этой работы. Вторая вещь материализует идиому «деньги на ветер» — перформанс, во время которого из пяти огромных колец выпускались на свет божий пачки денег, посвящен Олимпиаде.

Впрочем, стеклянная инсталляция о теракте в Волгограде Владимира Потапова, проект о коллективном детстве Марии Сафроновой и сага о научных работниках 1950-х Светланы Сергеевой вполне могли бы поспорить с плодотворным екатеринбуржцем.

Претенденты на новую научную номинацию на выставке показаны в стеклянных коробах, как ювелирные изделия. Вероятнее всего, борьба развернется между «Пятью лекциями о кураторстве» Виктора Мизиано и «Мифологией медиа» Ольги Шишко и Людмилы Бредихиной.

И все же видео «Муть» группы «Синий суп», транслирующее беспросветную мутную жижу, наверное, стало самым простым и точным выражением духа времени, который так любят искать на подобных мероприятиях.

Источник: