«Мною пройдена еще только половина пути»

Кораллов Директор Нижегородского музыкального колледжа им. Балакирева, профессор кафедры медных духовых и ударных инструментов Нижегородской консерватории им. Глинки

В июне директору Нижегородского музыкального колледжа им. Балакирева, профессору кафедры медных духовых и ударных инструментов Нижегородской консерватории им. Глинки, заслуженному артисту РФ Игорю Кораллову исполнилось 55 лет. О том, как идти «с музыкой по жизни», почему нельзя делить музыку на «высокую» и «низкую» и как заставить русскую балалайку запеть по-азиатски, Игорь Кораллов рассказал корреспонденту РИА «Время Н».

— Игорь Владимирович, как Вы пришли в музыку? С чего началось ваше увлечение ею?

— Я родился в 1958 году, то есть все мое детство прошло в 60-е годы. Это было время экономического и культурного подъема страны. Проходила масса выставок, концертов, фестивалей. И каждый из родителей мечтал о том, чтобы его ребенок был образованным, талантливым и физически закаленным. Мои родители — не исключение. В то время большинство моих одноклассников и ребят из нашего двора чем-то занимались: половина учились в музыкальных школах, вторая половина — в спортивных. Все мои друзья были занятыми людьми. В детстве я параллельно занимался музыкой и коньками, и при этом мне удавалось учиться на 4 и 5. Наверное, только в тех случаях, когда все время распределено, что-то в жизни получается…

Мое приобщение к музыке началось с того, что я поступил в музыкальную школу, куда в то время был чрезвычайно большой конкурс на все специальности. Я учился в музыкальной школе № 10 на улице Заломова. После ее окончания на какое-то время я посвятил себя спорту, чтобы потом вновь вернуться к музыке. Причем музыка пришла ко мне в новой ипостаси: несмотря на то, что в музыкальной школе я играл на баяне, в 9-м классе я создал школьный музыкальный ансамбль, где уже играл на барабанах.

— Почему Вы выбрали именно ударные инструменты?

— В то время, в 70-е годы, все программы радио и телевидения пестрили всевозможными концертами. Тогда отовсюду звучали замечательные группы — «Поющие гитары», «Песняры», «Самоцветы»… Не обошлось и без влияния группы The Beatles. Все они пели красивыми голосами и выступали с красивыми инструментами. А самым красивым инструментом был, конечно, барабан. И я поддался соблазну, тоже решил научиться играть. Дома нашел у мамы какие-то кастрюли, поварешки — все, что было звучащего — и организовал ударную установку — и началось!

В школе мы создали свой ансамбль. Для того, чтобы приобрести звуковое оборудование, всей школой мы собирали металлолом. Наши шефы помогли нам с какими-то старыми барабанами. И в итоге у нас уже появились все самое необходимое, чтобы можно было выступать на юношеских вечерах. В то время не было дискотек, а были просто «танцы». Мы играли на танцах у себя в клубе, на школьных мероприятиях. Так и состоялся мой переход в «барабанную жизнь»…

А затем один друг подсказал мне продолжить музыкальное образование. Мне повезло, что в наш город приехал замечательные исполнитель — выпускник казанской консерватории Степан Варедимиди, грек по национальности. Я был у него первым студентом. Я поступил в Горьковское училище в класс ударных инструментов. И только я вернулся к своей музыкальной деятельности, как получил повестку из военкомата. Мне повезло — я служил в подмосковной дивизии Дзержинского — в полку, который участвует в парадах на Красной площади. Когда в армии узнали, что я — из музыкального училища, меня направили в оркестр… Это была хорошая школа, и по окончании службы я вернулся домой двадцатилетним мужчиной, а не мальчиком.

Учебу в музыкальном училище я вспоминаю как самые счастливые годы жизни. Я окончил училище с отличием и поступил в консерваторию, где тоже учился только на «отлично». Годы учебы в консерватории были очень интересными — именно тогда я начал выступать с различными музыкантами, играл и джаз, и эстрадную музыку. В те годы мы вместе с одногруппниками создали ансамбль «Нижегородский сувенир», которому в этом году исполняется уже 28 лет.

— Состав «Нижегородского сувенира» не менялся с 1985-го года. В чем секрет такого музыкального долголетия и такой прочной дружбы?

— Наш коллектив родился в недрах нижегородского русского народного оркестра. Мы все — 6 человек — являлись солистами разных его групп. Таким образом, у нас был опыт выступлений. А во время Фестиваля молодежи и студентов в Москве мы попробовали свои силы вне оркестра, собравшись этим секстетом. Секрет же нашего творческого долголетия и взаимного долготерпения, наверное, заключается в том, что все мы — из одного города, из одного учебного заведения, мы практически одного возраста, и у нас сходный круг интересов. Мы создали семьи практически в одно и то же время, у нас дети рождались примерно одновременно, и эти одинаковые взгляды на жизнь, одни интересы и стремления давали нам возможность репетировать и гастролировать вместе. Я не хочу сказать, что мы одинаковые, как спички в коробке, мы разные — 6 человек, диаметрально противоположных по характеру и темпераменту. В этом, наверное, есть своя прелесть — кто-то тонко чувствует аранжировку, кто-то реагирует на ритмические пульсации, кто-то чует гармоническую составляющую какого-то произведения. И когда все вместе собираются, то получается отличная композиция!

— А в чем секрет популярности «Нижегородского сувенира»?

— Мы играем на тех инструментах, которые людям интересны, — на русских народных (за исключением меня, потому что я играю на ударных, а это инструмент международный). Русские народные инструменты похожи на инструменты других стран: к примеру, домра похожа на мандолину, баян — на французский бандонеон, даже у балалайки есть масса схожих азиатских инструментов… Все эти инструменты вызывают эмоции, живое звучание покоряет слушателя. Мы выступали и в небольших залах на 5-10 человек, и в залах по 5-6 тысяч зрителей. Однажды у нас был концерт в одном из китайских городов, на который собралось 100 тысяч слушателей. Люди слушали нас почти 3 часа!

— Вы со своими «сувенирами» объездили почти весь мир. Как принимают русскую музыку на разных континентах?

— Хорошо принимают. Но дело в том, что, играя на русских инструментах, мы старались не зацикливаться на русской музыке. Нам всегда было интересно поиграть на этих инструментах музыку разных народов, эпох и жанров. И любую музыку мы старались играть виртуозно, с какими-то вариациями, придавая даже популярным мелодиям элемент классицизма, стараясь приблизить их к лучшим мировым образцам. Мы записали множество дисков со своими выступлениями, где звучит и народная, и классическая музыка в нашей обработке.

Мы играем и музыку тех стран, куда мы приезжаем. Например, последнее наше увлечение — это юго-восточная Азия, где в каждой стране свой колорит. Безусловно, готовясь к гастролям там, мы не могли обойти стороной их национальную музыку. Играя на русских инструментах, мы подражаем инструментам тех стран, в которые мы едем, и стараемся из наших инструментов выжать новые тембры, применить иные способы звукоизвлечения. Такое умение подражать национальным инструментам очень импонирует слушателям и пользуется большим успехом. В ряде концертов мы использовали и настоящие национальные инструменты, которые нам в России не известны, а, например, в странах юго-восточной Азии широко популярны. Более того — выдающие исполнители писали инструментовки для этих инструментов и вносили их в партитуру.

Еще один секрет — участие вокалистов в наших концертах. В Нижнем Новгороде с нами выступают лучшие солисты филармонии, оперного театра, консерватории. В других городах, куда мы приезжаем на гастроли, мы тоже стараемся приглашать известные талантливые голоса. С нами записывали диски многие популярные певцы. Когда нам впервые предложили такое сотрудничество, мы отнеслись к этой идее с опасением. Но в итоге получилось потрясающее сочетание!

— Где, на Ваш взгляд, самые благодарные слушатели?

— В России. В каждой стране нас принимают с уважением, и большинство залов заняты полностью. Но дома нас принимают более трепетно. Наши слушатели понимают, о чем идет речь, и на лицах слушателей отражаются все сыгранные нами мелодии. Такой реакции мы не можем добиться, например, от слушателей в Таиланде — выражение их лиц остается неизменным, какую бы музыку не играли. Но зато по окончании концерта они ведут себя отнюдь не бесстрастно: если в России слушатели многократно аплодируют и расходятся, то эта публика остается после концерта, и потом мы по полтора часа раздаем автографы — на дисках, майках, билетах…

— Вы уже много лет живете музыкой. Как менялся слушатель за эти годы?

— Слушатель менялся вместе с тем, как менялась жизнь вокруг. Конечно, в 90-е года было тяжело собирать концертные залы. Но мы тогда действовали иначе — именно в те годы у нас было концертов в разы больше, чем в 80-е и 2000-е, потому что мы не ждали своего слушателя, а сами шли к нему. Мы выступали на фабриках, на заводах, на сельских станах… Пусть это была небольшая аудитория, но нам было приятно играть для них. У нас в день проходило по несколько концертов. Так что для нас 90-е годы стали временем, когда мы закаливались в борьбе за зрителя и за свою музыку. В то время нами было записано наибольшее количество дисков, чем когда-либо. Мы работали с одними из лучших звукозаписывающих фирм мира, и это очень лестно для любого музыканта.

Сегодня слушатель, безусловно, изменился — поток информации, который пришел к нам с Интернетом, дал возможность лучше разбираться в музыке. Сейчас слушатель стал более интеллектуальным и более понимающим, более искушенным и более профессиональным.

— Вы уделяете большое внимание эстраде — в частности, входите в оргкомитет Фестиваля эстрадной музыки. Вы не делите музыку на «высокую» и ту, что «для народа»?

— Я никогда этого не делал. Более того — я сам занимался этим всю жизнь. Поэтому для меня нет грани «эта музыка легкая, эта тяжелая; это рок, а это джаз; к этому я так отношусь, а к этому — по-другому». Да, некоторые виды музыки мне не близки, но, может быть, со временем и они мне понравятся. Я играю и симфоническую музыку, и новые сочинения современных авторов, и в то же время с большим трепетом отношусь к нашей эстрадной музыке. Как и все, я смотрю телевидение, слушаю радио и понимаю, что иногда появляются какие-то интересные сочинения, а какие-то можно было и пропустить… Да, сейчас очень много композиторов, в отличие от прежних времен, когда их было гораздо меньше и к своему творчеству они относились более скрупулезно. Раньше композитор, как минимум, обладал музыкальным образованием, а сегодня — это человек, который сочинил хоть какую-то мелодию. Но время все расставляет на свои места: в любой программе хорошего праздника вы и сегодня услышите музыку Исаака Дунаевского, Марка Фрадкина, Никиты Богословского. Конечно, сегодня эту музыку играют в других транскрипциях, аранжировках, порой меняется стиль и ритмика. Но, тем не менее, те сочинения, которые написаны много лет назад, живы и любимы до сих пор. Не уверен, что нынешние «произведения» проживут 5-10 лет. Хотя, конечно, порой появляются и милые песни, хорошо записанные и спетые хорошими голосами.

Сам же я чрезвычайно люблю балетную и инструментальную музыку, потому что всю жизнь рос среди музыкантов-оркестрантов или ансамблистов. Эта музыка мне дорога и близка. С удовольствием я слушаю и зарубежные образцы эстрадной или рок-музыки.

— Вы — директор музыкального колледжа, профессор Нижегородской консерватории. Вам нравится заниматься педагогической работой?

— Никогда не думал в своем юношестве, что я буду педагогом. Я впервые начал преподавать в консерватории: на 5-м курсе меня пригласили поработать в музыкальную школу № 10, в которой я учился, и затем позвали на кафедру. С того времени я и преподаю. Первые шаги на новом поприще, конечно, были сложными, я сомневался, получился ли у меня быть педагогом. Но со временем я даже выработал свою методику преподавания. За эти годы у меня набралось очень большое количество воспитанников, выросла целая плеяда моих учеников — серьезных исполнителей, за которых мне не стыдно.

Когда у меня появились первые ученики, которые начали показывать большие результаты и в исполнительстве, и на конкурсах, я подумал, что эти ребята — лучшие, и уже мало кто так сможет играть. Они закончили учебу и разъехались, а им на смену пришли первокурсники. По началу они казались слабее, но они росли и совершенствовались. Я заметил, что каждое новое поколение начинает развиваться еще дальше, их кругозор становится еще шире. И возможностей у нынешних учащихся гораздо больше. Да, студенты стали другими, и я стал другим.

— Вам исполнилось 55 лет. Это время, когда можно подвести какие-то итоги. Вы для себя их подвели?

— Я думаю, что у меня еще очень много всего впереди. Мне не удалось, наверное, еще очень многое, и я понимаю, что взрастил еще не всех, кого надо взрастить, потому что каждый год появляются молодые талантливые ребята. Я понимаю, что еще не все концерты сыграны, и что сегодня появляются новые возможности для исполнения самых различных и самых фантастических проектов. У меня много идей, и я делюсь ими с коллегами и друзьями. У меня много планов. Так что, я думаю, пока мною пройдена еще только половина пути.

Игорь Владимирович Кораллов — профессор кафедры медных духовых и ударных инструментов (ударные инструменты), заслуженный артист РФ, лауреат Всероссийского и международных конкурсов.

Окончил с отличием Горьковскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки в 1987 г. (класс ударных инструментов профессора С.П. Варедимиди), ассистентуру-стажировку ННГК им. М.И. Глинки в 1994 г. (руководитель — профессор РАМ им. Гнесиных Д.М. Лукьянов).

С 1986 года работает на кафедре медных духовых и ударных инструментов ННГК им. М.И. Глинки. Подготовил более 20 лауреатов и дипломантов международных, Всероссийских и межрегиональных конкурсов. Многочисленные выпускники И.В. Кораллова успешно занимаются педагогической и исполнительской деятельностью.

Ведет активную концертную деятельность. В составе ансамбля солистов «Нижегородский сувенир» и ансамбля ударных инструментов ННГК им. М.И. Глинки дано более 2000 концертов. Осуществлены гастроли в 15 странах мира (в т.ч. в Финляндии, Германии, Италии, Болгарии, Китае и Тайване, Гонгконге, Таиланде, Сингапуре, Малайзии и др.), более чем в 50 крупных городах России.

Совместно с ансамблем «Нижегородский сувенир» записано 12 компакт дисков.

Активно занимается общественной деятельностью. Является Лауреатом премии города Нижнего Новгорода.

Автор статей и методических работ, используемых в педагогической практике, в том числе, лекционного курса по «Методике обучения игре на ударных инструментах» и «И…

Источник: