Михай Мункачи. Жизнь между хижиной и дворцом

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка самого известного в мире венгерского художника

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Вокруг Мункачи», где впервые в России представлено творческое наследие самого известного в мире венгерского художника. Михай Мункачи – особая фигура в истории венгерской и европейской живописи конца XIX века. В его творчестве нашли отражение самые разные направления и жанры. Он изображал нелегкий быт крестьян в венгерской провинции и безмятежную жизнь светских дам в роскошных интерьерах

В рамках Дней венгерской культуры в России в ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Вокруг Мункачи». В экспозиции представлены более 50 картин, среди которых работы самого Михая Мункачи из собрания Венгерской национальной галереи и частных коллекций, а также произведения европейских и русских художников конца XIX века из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереи. Творческое наследие мастера выставляется в России впервые.

Венгерский живописец Михай Мункачи – фигура особая, неоднозначная и вместе с тем интересная, его называют самым знаменитым венгерским художником в мире. Для своих соотечественников Мункачи – великий мастер венгерского реализма и картин исторического жанра. Именно он оказал существенное влияние на формирование венгерской национальной школы. Вместе с тем Мункачи считается ярким и значительным представителем европейской живописи конца XIX века. Он был человеком довольно сложной судьбы, и это нашло отражение в его творчестве. События, происходившие в жизни художника во многом повлияли на манеру письма и выбор сюжетов. Несмотря на то, что Мункачи происходил из бедной провинциальной семьи, ему удалось добиться признания, не только в Европе, но и в Америке. Российским зрителям мастер известен не слишком хорошо, хотя в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина есть его работы.

Родился будущий живописец 20 февраля 1844 года в семье выходцев из Баварии. Настоящая фамилия художника – Либ, Мункачи – это псевдоним по названию родного городка, он начал подписываться в им 1863 году. Примечательно, что спустя десятилетия, в середине 1920-х годов в Париже подобным образом поступит еще один венгр – Дьюла Галас, он возьмет имя Брассай (дословно – «из Брассо») и впоследствии станет одним из величайших фотографов ХХ столетия. Но вернемся к Мункачи. Трагические события преследовали его с самого детства, мальчик очень рано осиротел. После чего семилетнего Михая усыновил дядя, который затем отдал его его в подмастерья к плотнику. После трехлет учебы Мункачи тяжело трудился в мастерской, в результате чего заболел и был вынужден вернуться домой. В процессе восстановления здоровья Михай начал рисовать и копировать гравюры. На этом этапе важную роль сыграл дядя, который, несмотря на то, что был человеком простым, далеко небогатым, все же смог заметить талант мальчика и пошел навстречу его стремлениям. Он позволил племяннику брать уроки у местного преподавателя рисунка и живописи. Таким образом начался творческий путь юного художника.

В дальнейшем Мункачи успел поучиться во многихкрупнейших европейских академиях живописи, методы которых имели свои особенности. Но происходили эти перемещения не по прихоти или излишней разборчивости начинающего мастера. Венскую Академию художеств он был вынужден оставить, так как плата за обучение оказалась непомерно высокой. В том же году художник поступает в Мюнхенскую академию. Затем он получает стипендию и отправляется в Париж на Всемирную выставку, где познакомился с творчеством двух ярчайших представителей французского реализма Жаном-Франсуа Милле и Гюставом Курбе. Этот опыт играет решающую роль в его становлении как мастера. Вернувшись в Мюнхен, он решает уехать, чтобы продолжить обучение в Дюссельдорфе. В тот период Мункачи был очень увлечен творчеством профессора местной академии Людвига Кнауса, мастера многофигурных жанровых сцен. Испытав влияние, с одной стороны, французских реалистов, с другой – дюссельдорфской школы, которую отличало стремление передавать психологические нюансы и оттенки характера персонажей, он создает свою знаменитую картину «Камера смертника» (на выставке не представлена). Эта работа быстро прославилахудожника, и в результате один парижский торговец искусством приобрел сразу несколько его произведений.

Вскоре у Мункачи появляется меценат – люксембургский коллекционер барон де Марш, это позволяет ему окончательно перебраться в Париж. Барон и его жена Сесиль буквально берут художника под свою опеку – они поддерживали его не только материально, но и морально. Дело в том, что Мункачи постоянно страдал от неуверенности, беспокоился, что не сможет повторить прошлый успех. Когда художник находился на грани нервного срыва, барон практически спас его, пригласив в свое поместье неподалеку от Люксембурга. Там мастер почувствовал себя лучше.

Восстановив силы в доме де Маршей, Мункачи отправляется в Барбизон – знаменитую колонию художников неподалеку от Парижа, где в то время жили и работали Жан-Франсуа Милле, Жан-Батист Камиль Коро и Гюстав Курбе. Барбизонцы известны тем, что первыми отказались от академической системы образования и стали заниматься живописью в естественной среде. Они предпочитали изображать человека и природу, изменения освещения и атмосферные эффекты; все то, что можно наблюдать только на открытом воздухе. Мункачи проникается особой атмосферой этого места, что, безусловно, оказывает влияние на творческую манеру мастера – острая социальная проблематика его сюжетов начинает смягчаться. В Барбизоне он создает картину «Женщина, несущая хворост». Хотя в ней все еще заметен свойственный Мункачи драматизм, но при этом работу отличают светотеневые эффекты и очень плотная живопись. Здесь есть и влияние Милле – образ героини раскрывается при помощи пейзажа. Французский реалист добивался смягчения и романтизации образов персонажей, изображая их на фоне окружающей природы. В Барбизоне Мункачи пишет еще несколько работ, в том числе картины «Прогулка в лесу» и «Цыгане на опушке леса», сочетающие пейзаж и жанровую сцену. Они исполнены в гармоничной цветовой гамме с преобладанием зеленых оттенков.

Вернувшись в дом своего покровителя Мункачи продолжает работать. Однако вскоре барон де Марш умирает, но его вдова Сесиль продолжала заботиться о художнике как и раньше. Нетрудно догадаться (вспомним историю Клода Моне и Алисы Ошеде), что затем они поженились, произошло это по окончании траура. Проведя медовый месяц в путешествиях по Европе, пара решает обосноваться в Париже. Мункачи с супругой снимают роскошный особняк неподалеку от парка Монсо. Дом используется для работы и светских раутов, а поместье в Люксембурге становится местом отдыха.

Женитьба и новый социальный повлияли на творчество мастера. В этот период он уходит от привычных сюжетов и начинает заниматься так называемой «салонной живописью». Определение это часто носит негативный оттенок. Изначально термин «салонное искусство», получившийраспространение во второй половине XIX века, относился к произведениям, пользовавшимся поддержкой жюри парижского Салона, а также официальным одобрением властей. Со временем, вбирая в себя новые смыслы, определение приобретало все более негативное значение – так стали называть работы спорного качества, зависящие от модных тенденций и рассчитанные на покупателей с не слишком взыскательным вкусом.

Мункачи начинает очень много писать на заказ, в основном салонные сцены и натюрморты. Некоторые исследователи его творчества склонны винить в этих переменах жену, которая вовлекла художника в привычный для нее образ жизни. Кроме того, Мункачи подписывает десятилетний, как его еще называют – «кабальный», контракт с маршаном Зедельмейером. С другой стороны, это сотрудничество обеспечило художнику стабильный доход – практически все его работы незамедлительно продавались. Клиентами Зедельмейера были избранные, обладавшие тонким вкусом коллекционеры, именно у них вызывало интерес творчество Мункачи. Поэтому значительное число его картин хранится в публичных и частных коллекциях по всему миру. Салонные произведения Мункачи обычно демонстрируют элегантно одетых молодых женщин, окруженных детьми, домашними животными или цветами, а иногда и теми, и другими одновременно. В качестве фона, как правило, выступает роскошная мастерская художника.

Несмотря на то, что Мункачи становится одним из самых заметных мастеров салонной живописи, ему удается сохранить связь с родиной, со своими корнями. Происходит это благодаря дяде, который когда-то сумел разглядеть в мальчике талант живописца. Он нашел для племянника мастерскую, где тот мог спокойно работать и воплощать свои собственные замыслы. Именно здесь Мункачи пишет уникальное для его творчества произведение «Пыльная дорога» – воздушный пейзаж в розовато-желтоватых тонах, солнечный свет, пробивающийся сквозь дорожную пыль, поднятую крестьянской телегой, легкость и непринужденность мазка… При первом взгляде на эту работу может показаться, что она принадлежит кисти Уильяма Тернера. Но хотя в картине угадываются стиль и приемы английского живописца, это не стоит считать подражанием. Скорее всего Мункачи был просто увлечен передачей световых эффектов, в этом произведении он максимально приблизился к пленэрной живописи.

Еще одна работа, представленная на выставке и заслуживающая отдельного упоминания – «Мильтон, диктующий своим дочерям поэму «Потерянный рай». Художнику недоставало драматизма в сюжетах, и он начал искать вдохновения в мировой литературе. Узнав о Мильтоне, который написал «Потерянный рай», будучи уже слепым, Мункачи глубоко проникся его историей. Далеко не последнюю роль здесь сыграли личные обстоятельства – из-за болезни, перенесенной в юности художника нередко мучили головные боли и видения. В результате свой жизненный путь мастер закончил в психиатрической клинике, когда ему было 56 лет.

Во многом благодаря своей биографии, такой интересной, насыщенной, но в то же время не лишенной трагизма, Мункачи стал настолько разноплановым художником и сложился как мастер. Он прошел непростой путь от провинциального венгерского плотника до парижского салонного живописца, чьи работы были востребованы не только в Европе, но и в Америке. Впечатления детства и юности послужили основой для его социальных, драматических сюжетов. В период скитаний по академиям Мункачи имел возможность освоить различные жанры, направления и живописные манеры. Салонные работы, которые представляли собой в основном коммерческие заказы, помогли ему в совершенствовании мастерства. Кроме того, художник получал официальные заказы, например, на роспись потолка над лестницей в венском Музее истории искусств. Здесь он работал в непривычной для себя техники фрески и создал композицию на тему «Апофеоз Возрождения», эскиз к ней также можно увидеть на выставке.

Необходимо сказать о контексте, в котором представлены произведения Мункачи в залах ГМИИ им. А.С. Пушкина, так как это важно для понимания идеи экспозиции. Проект называется «Вокруг Мункачи», поскольку к работам венгерского живописца добавлены полотна его современников. Подобраны европейские мастера конца XIX века, чье творчество оказало влияние на формирование национальных школ; русские художники, которых обращались к схожим сюжетам, социальной проблематике; а также те, кто работал с Мункачи в Париже. Сделано это для того, чтобы наглядно продемонстрировать зрителю, каким разным может быть искусство одного периода, особенно если это конец XIX века, когда одновременно существовало множество различных направлений.

Источник: