Михаил ОСТУДИН:

Имя Михаила Остудина (он же – Гена Стечкин) представителям казанской творческой тусовки известно хорошо. Несмотря на молодость (ему всего 24), он уже успел стать автором и идейным вдохновителем многих нестандартных проектов в области современной культуры, которая в Казани, развивается отдельно от официальных мероприятий, выставок и арт-проектов. Последнее достижение Миши – организация Второго и последнего фестиваля странного творчества ВИПФЕСТА, прошедшего вечной в Музее М.Горького. О своих идеях, творческих проектах и о том, кем себя считает молодой арт-менеджер, он рассказал в интервью ИА «Татар-информ».

Михаил, в Казани вы известны как организатор очень нестандартных по форме и содержанию культурных проектов. Эти идеи хорошо спланированы, или приходят к вам в голову случайно?

М.О.: Бывает по-разному. Например, Первый и последний фестиваль странного творчества (ПИПФЕСТ), который состоялся в Казани год назад, не планировался заранее и прошел стихийно. Получилось так, что в одно время в Казань приехало сразу несколько интересных людей, творчество которых нельзя вносить в рамки «традиционного искусства». Это были шансонье Псой Короленко, электронный музыкант GrrrBzzz, поэт Андрей Родионов и куратор московских видеопоэтических показов Екатерина Троепольская.

Всем стало понятно, что их общение с публикой удобнее и практичнее будет осуществить в рамках одного большого мероприятия. Так и получился ПИПФЕСТ. Для Казани это было нечто необычное: Псой Короленко, например, до этого ни разу не выступал в нашем городе, видеопоэзия показывалась, но мало; интересная электроника здесь тоже, к сожалению, редкость.

Фестиваль длился несколько дней – в первый мы устроили «Poebattle» (поэтические соревнования, в которых мог принять участие любой желающий), а еще в этот же вечер проходила «Museum Party» от галереи «Аврора-1991». Были и образцы видеопоэзии.

Второй день был музыкальным. Из выступавших групп мне особенно понравились незаурядные «Menthol Fish»: их костюмы, бутафорская атмосфера. Правда, немного грустно, что не было ощущения большой толпы.

Пишу я давно. Но чтобы называться поэтом, нужно этим заниматься. Нужно, чтобы у тебя была база текстов – хотя бы четыре-пять сотен. Я же за всю жизнь написал несколько десятков стихов. Из них примерно пять я готов прочитать вслух – знаю их наизусть. У меня не наберется текстов на книжку. Я предпочитаю об этом не задумываться – мне важнее сам процесс, важно, чтобы были зрители и они услышали тех, кто пишет хорошие стихи.

М.О.: Немного чувствую себя музыкантом. Когда мне было 14, мы с одноклассниками создали группу. Нас было трое: один стучал на тазах, другой играл на басу – перетянутой на четыре струны акустической гитаре – а я пел. За 4 месяца существования нами было написано и записано больше двухсот песен. Мы просто ставили кассетный магнитофон на запись и начинали импровизировать. Там очень много глупостей, но иногда мне самому интересно снова послушать этот репертуар.

Потом было много групп, направлений и псевдонимов… Полгода назад я увлекся и видеопроектами. Вообще, я, скорее, чувствую себя организатором.

М.О.: Наверное, можно. Только вот менеджер – это человек, который чем-то управляет и зарабатывает этим на жизнь. Жить на доходы с мероприятий трудно — обычно я ухожу либо в минус, либо в ноль. По-другому практически не бывает. Поэтому насколько я успешный менеджер – это большой вопрос.

М.О.: Как правило, большую часть времени я провожу дома. На рабочий ритм там очень сложно настроиться: постоянно хочется отвлечься. Но со свободным графиком я себя чувствую лучше. То есть, я мог бы сидеть в офисе с 9 до 6, но испытывал бы трудности.

М.О.: Наверное, ВИПФЕСТ, потом – Республиканский поэтический слэм 2008 года. Мы организовали его вместе с Айратом Багаутдиновым и Алисой Розановой. Все получилось хорошо – если судить по количеству зрителей и отзывов. Казанский городской слэм, который был осенью, тоже прошел на уровне. Мы не ушли в минус, что важно (улыбается).

Спонсорский формат не очень понятен. Приходится буквально брать людей измором – компаний, которые занимаются продвижением поэзии, совсем уж немного. Да и к тому же я не думаю, что они очень богаты. На местные органы рассчитывать тоже не приходится. Суммы выделяются копеечные, а работы много – нужно отчитываться буквально за все.

М.О.: Если говорить о ближайших планах, есть такой человек – Максим Жестков – талантливый дизайнер из Ульяновска, специалист в области моушн-графики. Для музыкантов он делает клипы, а также создает свои абстрактные работы. Работает преимущественно с западными заказчиками. Хочу позвать его в Казань – почитать лекции.

Кто, по вашему мнению, наиболее уверенно представляет Казань на ниве современной культуры? Кого вы выделяете для себя?