Мэтр американского киноавангарда посетил Киев

Позавчера в киевском Музее современного искусства состоялась встреча с легендой американского киноавангарда Йонасом Мекасом, а также открылась выставка «Из Нью-Йорка с любовью: Йонас Мекас, «Флуксус» и американский киноавангард».

ЛИТОВЕЦ Йонас Мекас выглядел импозантно: в черной шляпе а-ля Индиана Джонс. Фильмы этого кинематографиста-новатора демонстрировались на Венецианском биеннале, а на кинофестивале в Кракове он получил не просто «Золотого дракона», а «Дракона драконов». Также режиссер имеет свой центр («Центр визуальных искусств Йонаса Мекаса») и, несмотря на пожилой возраст, продолжает новаторскую деятельность.

Хоть «Флуксус» и является значительным движением в искусстве второй половины ХХ века, мало кто знает, что это такое. Название произошло от латинского слова Fluxes — «поток жизни». Культивируется принципиальное «размыкание» граней искусства и смешения его различных сфер: видео, театра, графического искусства… Собственно, из «Флуксуса» также возникло такое понятие как «перформанс». В идеале должен случиться перевод творчества в сферу коллективного, праздничного, спонтанного действа. А вдохновителем «Флуксуса» был Джордж Мацюнас, работы которого можно увидеть на экспозиции. Сам же Мекас так высказался о «Флуксусе»: «Лишь 30–40 человек с самых разных точек мира верили в эту концепцию и были верны этому стилю. Если б меня спросили, что такое «Флуксус», я бы сказал, что его главная черта — улыбка в каждом элементе. В противовес футуризму и сюрреализму с их сердитыми и порой агрессивными мессиджами. Вполне может быть, что «Флуксус» — это последнее в истории мощное арт-движение».

Кстати, на выставке есть рисунок Джоржда Брехта «Символ Флуксуса. Рука, которая указывает направо». Собственно, это и было нарисовано. «Флуксус» вообще часто исповедует простоту и некую наивность в исполнении.

Также показана большая серия работ «История российской Империи» (в графическом изображении), серия именных карточек художников того времени, афиша «Синематеки кинематографистов» и много других атрибутов второй половины ХХ столетия.

В целом выставка «Из Нью-Йорка с любовью…», которую Мекас назвал «прекрасным введением в эту историю, в это искусство или антиискусство» (имеется в виду «Флуксус». — Авт.), освещает историю американского киноавангардного движения, рассказывает о его выдающихся представителях и представляет его самые разнообразные образцы. Например, 16-мелиметровые ленты, кинокадры, документы и видеоинсталляции. Также зрители могут увидеть работы таких культовых деятелей «Флуксуса», как Джордж Мацюнас, Йоко Оно, Джордж Брехт, Нам Джун Пакй и Бен Вотрие. Представлено более 200 работ (всего же в коллекции 2800 экспонатов), в том числе и мультиэкранную видеоинсталляцию Мекаса под названием «Квартет Деструкции». Но это лишь небольшая часть общей коллекции, которая находится в Вильнюсе. Другие части — в Нью-Йорке, Штудгарде и парижском музее Помпаду.

«Женщина, которая является матерью американского киноавангарда — украинка Майя Дерен. Я привез в Киев один ее фильм; когда-то был хорошо знаком с ней лично, но она рано умерла — в 45 лет», — сказал Мекас. И еще поделился своими размышлениями о кино: «Независимое кино будет существовать всегда, но оно все время меняется. Сейчас, например, люди снимают не на профессиональном оборудовании, а на видео. В моих фильмах нет идеи как таковой. Я просто иду по жизни и по ходу снимаю интересные ее проявления».

За отечественным же кино (литовским) мастер следит, но не очень внимательно; также его не интересует классический и академический стили.