МET поздравляет: С Новым годом! С новыми выставками!

Новый год потому и ожидается с таким нетерпением, что мы верим — он подарит нам нечто абсолютно новое

Конечно же, мы знаем, что нью-йоркцы, да и вся Америка, свой любимый музей Метрополитен ценят не только за богатство и разнообразие его множественных экспозиций, но и за чисто американское свойство — буйную тягу к росту и обновлению, только ему присущий темп в организации и показе всё новых, предыдущие не повторяющих выставок. 

Казалось бы, совсем недавно читали вы в нашей газете всего лишь неделями разделённые обзоры полутора десятков метрополитеновских выставок  (вы можете найти их на сайте “РусскогоБазара” в номерах 912 и 921), но вот, как рождественский и новогодний подарок, опять три новинки — экспозиции, с которыми  стоит познакомиться. 

Первая из них своим неожиданным прыжком в прошлое и талантливейше открытой страничкой американской истории меня просто поразила: преподнесенное как визуальная метафора опоэтизированного Старого Запада, сражающее силой убеждения собрание скульптуры “Американский Запад в бронзе”.

Рэндолф Роджерс “Последняя стрела”. Когда в 1880 году эта скульптурная композиция была выставлена в Риме, галереюпопросту брали штурмом. Это был не успех — это был восторг. Не сиюминутный. Не растворившийся во времени. Действенный по сию пору. Я ничуть и нисколько не преувеличу, назвав эту статуэтку гениальной. Какая поразительная динамика, какая пластика! И какой характер — стойкость, несгибаемость, свободолюбие этого молодого индейца, не желающего сдаваться. Он будто слился со своим конём, в котором напряжён каждый мускул. Удивительно, как сумел скульптор передать скорость, несущийся навстречу всаднику ветер, но, главное, его будто материализовавшуюся волю.

Здесь целое собрание скульптурных изображений индейцев, каждый из которых — образец ловкости, воинского умения, презрения к смерти, жажды свободы. И отваги — невероятной, немыслимой. Конные и пешие, они в движении, они борются, они не сдаются. И умирают только в бою. 

Это была благодарная для художника, для ваятеля более всего, тема — совершенство тела и несломленность духа. 

И как же талантливо была она воплощена! Генри Браун, Джон Куинси Ворд, Александр Проктор… 

У Фредерика Ремингтона воин с криком несётся вскачь, нам  кажется, мы слышим его боевой клич. Неоклассицизм? Нет, это собственно американский стиль виртуозного ваяния и бронзового литья и это особая философия времени, попытка разобраться, что есть время и человек во времени. 

Они экспериментировали и с техникой ваяния, и с цветом бронзы. 

А уж каковы портреты вождей — мужество, гордая независимость, чувство ответственности за свой народ, но и горькое осознание того, что перед белыми не выстоять. Самая трагическая композиция —  это “Смерть вождя” Гатзона Борглима. Герой борется до конца и перед лицом смерти взывает к высшему духу, моля дать силу своему народу.

Всё, что представлено, — это говорящая бронза, передающая вдобавок идею гармонично слаженного движения.

Хороши по-настоящему психологичные  скульптурные портреты (в динамике, разумеется) ковбоев, столь же храбрых и ловких, как индейцы, вот только дух не столь могуч. 

А уж какие звери — буйволы, медведи, олени, пантеры… Полная свобода композиции.  

Очень интересна телеинсталляция: сцена охоты, заснятая кинокамерой президентом Теодором Рузвельтом. Уже в начале ХХ века.

Возникает вопрос: делали ли скульпторы зарисовки — наброски своих будущих изваяний — подобно всем подлинным мастерам, Микеланджело, например? 

Великий художник говорил: “Рисунок — источник и душа всех видов искусства”. Конечно, эскизы, причём множественные,  мастерски выполненные и выразительные, представлены, но уже на другой выставке — этажом выше, хотя, думается, эти две экспозиции стоило соединить. 

Ворд, Браун, очень рано умерший Фредерик Агейт доказали, что они настоящие мастера рисунка. Изумительна акварель Чарлза Рассела “Индейские храбрецы перед битвой”, а уж каков рисованный портрет вождя по имени Волчье Ухо работы Джозефа Шарли! 

Старый индеец умён, твёрд в своих намерениях, непреклонен. За его ироничной улыбкой кроется беспокойство о судьбах своих соплеменников. 

Любопытно, что рядом с эскизами американцев есть и рисунки невесть как попавшего на Дикий Запад русского жанриста Павла Свиньина.

Ну, а ещё одна выставка из трёх новых заставляет полностью перестроитья на другой регистр, потому что это коллекция  просто-напросто туалетных столиков. 

Однако, не стоит пожимать плечами: каждый из них — подлинное произведение искусства. Какая резьба по дереву, отделка, инкрустация, какая роскошь зеркальных рам!

Но ведь вот что самое интересное: экспозиция как бы растянута во времени и пространстве. Открывается выставка ценнейшим экспонатом — столиком-ящичком, в котором хранились краски, пудра, кремы, благовония, и был подарен сундучок египетскому фараону Аменемхату IV за 1800 лет до нашей эры. А дальше шагаем по столетиям вплоть до наших пластмассовых будней. И по странам: Египет, Греция, Рим (древние, разумеется)… Потом, веками позднее, Франция, Англия, Германия, Япония… 

Так и хочется присесть к любому из изящнейших этих старинных столиков, вглядеться в помутневшее от времени зеркало и увидеть там… 

Впрочем, не будем мечтать, а пойдём в замечательный музей Метрополитен (1000 5 Авеню, между 82 и 84 улицами, поезда метро 4,  5,  6 до 86 Street). Пройдём от выставки к выставке и не забудем полюбоваться великолепной красавицей-ёлкой, украшенной тоже необычно — изготовленными в Неаполе скульптурными миникомпозициями на библейские сюжеты. 

By submitting this comment, you agree to the following terms

Источник: