Мастер конкордизма

Недавно минуло 60 лет со дня смерти Владимира Винниченко. Анализируя его художественное и эпистолярное наследие, читая его дневники, можем взглянуть на Владимира Винниченко под совсем иным углом зрения. Напомним, что художественное наследие Винниченко насчитывает около 100 полотен. В 2010 году состоялся третий этап передачи полотен из США в Украину, и таким образом, все художественное наследие автора «Солнечной машины» вернулось в нашу страну и в настоящее время хранится в Институте литературы им. Т. Г. Шевченко. Картины уже экспонировались во многих музеях, в частности на родине Винниченко в Кировограде, сейчас можем увидеть их на выставке в киевском Музее Грушевского (до 3 апреля).

— Известно, что еще в юношеском возрасте Владимир Винниченко обнаруживал дар к рисованию, — рассказывает директор Института литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины, академик НАН Украины, доктор филологических наук Николай ЖУЛИНСКИЙ. — И эта его внутренняя страсть, возможно, немного притормозилась тогда, когда он начал активную политическую и литературную деятельность.

— Кировоградские краеведы, земляки Винниченко, говорят, что он мог посещать рисовальные курсы при земском реальном училище, когда учился в другом заведении — Елизаветградкой мужской гимназии. Но это лишь гипотеза.

Живописное творчество, которое мы можем увидеть сегодня, началось в 1920-х годах, и он его продолжал до конца жизни. На то было несколько причин: его пребывание во французской художественной среде, общение со многими художниками, политическая и литературная изоляция. Ориентировочно в этот период из-под его кисти вышел «Портрет жены», «Автопортрет» и некоторые эскизы. Определяющее влияние на развитие его как живописца произвело близкое знакомство с выдающимся художником Николаем Глущенко. В период между 1927 и 1934 годами Винниченко входил в парижскую школу «Эколь де Пари», которая славилась своей высокой живописной культурой, представителями которой, кроме Глущенко, были украинские художники — Гордынский, Хмелюк, Грищенко, Бутович, Андриенко и другие яркие художники. В Париже в 1929 году Владимир Винниченко становится одним из основателей Артистической секции при Украинском обществе. Его интерес к живописному творчеству постоянно растет, в дневниках находим интересные оценки картин некоторых художников и разнообразных выставок, которые свидетельствуют о своеобразном виденье искусства.

Сначала Винниченко работал в жанре пейзажа, позже начал рисовать портреты и натюрморты: не только маслом, но и акварельными красками, часто карандашом, тушью. Но чаще всего на полотнах Винниченко встречаются пейзажи. В памяти автора остались украинские пейзажи — «Хутор Великая Бастида», «Украинский пейзаж». Владимир Винниченко изображает также картины французской природы.

«Винниченко-художник — это весомая страница, вычеркнутая из истории украинского искусства», — отмечает академик Академии искусств Украины Александр ФЕДОРУК в своей статье «Владимир Винниченко как художник».

Относительно характера живописного творчества Винниченко, отметим, что здесь он предстает перед нами отдельно от своей литературной и политической деятельности.

«Своих взглядов — писательских или политических — в занятии живописью популяризировать не пытался», — вспоминает о Винниченко Святослав ГОРДЫНСКИЙ, который видел в нем художника «далеко не любительского характера».

— Понятно, возникает вопрос: как так случилось, что художественное наследие хранилось в США, если Винниченко жил во Франции? Ответ находим в дневниках и переписках. Дело в том, что Винниченко имел много сторонников в США и у него был план — переслать свои работы (что ему удалось), а вслед за тем и самому туда отправиться для того, чтобы устроить выставку живописи и в то же время проповедовать конкордизм, — объясняет Владимир Панченко. — Конкордизм — это его философско-этическое учение, над которым он работал последние 25 лет жизни. Это теория счастья Винниченко, которая касалась аспектов самоусовершенствования человека, моральной стороны отношений между людьми. Так вот, картины Винниченко переслал, но ему самому выехать не удалось.

Следует отметить, что над развитием собственной философской теории Винниченко работал не менее вдохновенно, чем над картинами. Так же, как и рисование, создание собственного «рецепта счастья» занимало значительную часть его времени, после того, как он поселился в Мужене.

— Идея конкордизма — это результат длительных размышлений, исследований и изучений разных религий, которые есть на нашей планете, тех моральных принципов и убеждений, которые формировали человечество в течение многих веков, — рассказывает «Дню» Николай Жулинский. — К этой идее Винниченко пришел, пытаясь в известной мере дать человечеству рецепт усовершенствования человека и жизни, формирования «морального» мира. Кое-кому это кажется наивным и нереальным. Бесспорно, трудно поверить в то, что эту идею можно было бы реализовать. Для этого нужна воля всего человечества. Но конкордизм как целая система взглядов, представлений Владимира Винниченко относительно бытия человека и будущего человечества — чрезвычайно интересна. Я убежден, что рано или поздно человечеству придется взглянуть на то, как оно живет, какие отношения существуют между людьми, как человек относится к природе, как относится к себе и находится ли человек в гармонии с собой и окружающим миром. Винниченко почувствовал потребность в гармонизации внутреннего мира человека с окружающим миром. С этой целью он много лет так вдохновенно создавал труд «Конкордизм». Думаю, именно сейчас время к ней возвращаться.