Маркен Ахметов: Предприятия в сфере культуры должны уметь зарабатывать

Алматы можно по праву назвать культурной столицей нашей страны. 

В последнее время алматинцы активизировались в деле охраны исторического центра города от беспорядочной застройки. Редакция voxpopuli.kz встретилась с руководителем Управления культуры Алматы, чтобы узнать, кто определяет, какие сооружения включить или исключить из списка охраняемых памятников, почему уничтожаются археологические объекты, какую опасность представляет отсутствие развития молодежной культуры, и как подбирают директоров городских музеев, библиотек и театров.

Маркен Кентаевич Ахметов вступил в должность исполняющего обязанности руководителя Управления культуры Алматы после того, как этот пост покинул Кайрат Кульбаев, занимавший его на протяжении шести лет. До этого времени Маркен Кентаевич работал в Управлении молодежной политики.

Vox: Поделитесь своим видением развития культуры города. Какие направления вы считаете основными?

М. А.: Алматы можно по праву назвать культурной столицей нашей страны. Здесь проходит основное количество различных мероприятий, здесь проживает костяк творческой интеллигенции. В городе расположено множество памятников. Алматинский зритель в хорошем смысле «избалован» качественными культурными событиями — к примеру, периодическими концертами зарубежных звезд. Такую публику непросто чем-либо удивить, но в этом как раз и состоит наша работа. Задачу облегчает большое количество творческих людей, которым небезразлично развитие нашего города. Мы поддерживаем массу интересных проектов. Иногда достаточно познакомить нужных людей друг с другом, и вместе они могут сотворить что-то интересное. В некоторых случаях мы предоставляем площадку для проведения различных мероприятий, помогаем с рекламой и информационной поддержкой в СМИ.

В нашем городе работает около 225 учреждений культуры, в числе которых парки, скверы, а также городские коммунальные предприятия, с которыми постоянно ведется работа в части налаживания эффективности их деятельности в целом. Мы хотим привнести ряд нововведений, улучшающих управление творческими коллективами. К примеру, завершена работа по объединению алматинских музеев в единую систему. Это позволило нам создать единый для всех музеев управленческий центр, выработать общую концепцию и стратегию развития. Помимо этого, ведется постоянная работа в части увеличения собственных доходов предприятий. Наряду с выделением средств из государственного бюджета, предприятиям сегодня необходимо также увеличивать свою рентабельность путем привлечения спонсоров и партнеров. Учреждениям культуры следует шагать в ногу со временем, привлекать все большее количество потенциальной аудитории за счет повышения качества предоставляемых услуг. 

Нами ведется работа по увеличению количества мероприятий с обязательным учетом сохранения их качественного наполнения. Важно проводить городские ивенты по интересам и обеспечивать их доступность широким слоям населения.

Уточнен и пересмотрен утвержденный в 80-х годах XX века «Список памятников». Завершена работа по паспортизации, установке охранных досок, оформлению охранных обязательств, утверждены границы охранных зон.

Vox: Об общих направлениях мы поговорили, теперь давайте перейдем к частным. Расскажите о работе Управления в деле сохранения памятников культуры и истории? Как осуществляется их охрана?

М. А.: На территории города располагаются 138 памятников. Среди них есть объекты республиканского и местного значения. Они подразделяются на несколько категорий: памятники архитектуры и градостроительства, монументальные и археологические. При акимате города Алматы функционирует комиссия по охране памятников истории и культуры города. В состав комиссии входят ведущие архитекторы, дизайнеры, скульпторы, историки и общественные деятели. Помимо этого, при управлении культуры действует отдел по охране историко-культурного наследия. Его специалисты проводят мониторинг состояния памятников. Касательно работы, проводимой в этом направлении, можно говорить о конкретных результатах. Уточнен и пересмотрен утвержденный в 80-х годах XX века «Список памятников». Завершена работа по паспортизации, установке охранных досок, оформлению охранных обязательств, утверждены границы охранных зон. Ежегодно проводятся научно-реставрационные и археологические раскопки. В данное время прорабатывается трехлетний график по ремонтно-реставрационным работам на памятниках, расположенных на территории города.

Vox: Вы не считаете, что работа этих комиссий должна проходить более прозрачно? Горожане должны знать их состав и иметь возможность присутствовать на заседаниях.

М. А.: Комиссия открыта и прозрачна в своей деятельности. В состав комиссии входят ведущие архитекторы и скульпторы, искусствоведы, представители государственных органов, учреждений науки и культуры, творческих союзов. Этот список есть на нашем сайте.

В соответствии с повесткой дня, по мере необходимости, на заседания комиссии могут приглашаться представители заинтересованных организаций и учреждений, общественных фондов, деятели культуры, которые имеют право внести предложения и высказать свои мнения по соответствующим вопросам.

Vox: Я правильно понимаю, что Управление архитектуры, а также проектные бюро и строительные компании должны согласовывать с вами свою работу, если дело касается объектов культуры и истории?

М. А.: Согласно действующему законодательству в области охраны использования памятников, собственники и пользователи памятников обязаны согласовывать все производственные и проектные работы на объекте с уполномоченными органами. В данном случае, если памятник республиканского значения, то с Министерством культуры и спорта, если же местного значения — с Управлениемкультуры города. Утвержденные списки объектов историко-культурного наследия имеются во всех структурных подразделениях акимата города Алматы. Нужно отметить, что сотрудники Управления архитектуры и градостроительства также входят в состав комиссии по охране памятников. Памятники, расположенные на территории города Алматы, и границы охранных зон отмечены в генеральном плане, как особо охраняемые объекты. 

Здание на углу Желтоксан — Богенбай батыра относится к тем постройкам, которые можно перестраивать и реконструировать. Одна из самых авторитетных в данном вопросе организаций — институт строительства и архитектуры КазНИИСА — проводил его экспертизу, в ходе которой было сделано заключение, что несущие конструкции данной постройки не отвечают действующим нормам безопасности. Было рекомендовано прекратить эксплуатацию здания.

Vox: В последние годы достаточно много объектов города было исключено из списка охраняемых. При этом информации о том, что туда что-то добавили, нет. По какому критерию осуществляется пересмотр списка культурных памятников местного и республиканского значения? Какую роль в этом процессе играет Управление культуры?

М. А.: Есть определенный порядок включения объекта в число охраняемых. Для того, чтобы добавить его в список памятников республиканского значения, нужно писать ходатайство в Министерство культуры и спорта РК, при котором работает комиссия, рассматривающая эти обращения. Если вы хотите, чтобы объект был включен в список памятников местного значения, ходатайство нужно отправить в городской акимат. По завершению сбора ходатайств и предложений проводится очередное заседание комиссии.

Основанием для изменения списка охраняемых памятников всегда является обращение от юридических или физических лиц. Эти решения не принимаются спонтанно «за закрытыми дверями». Мы рассматриваем все стороны вопроса и учитываем мнение всех участников процесса. Особое значение придается отраслевому заключению лицензированных организаций. Прежде чем вопрос выйдет на обсуждение, нужна обстоятельная база в пользу исключения либо включения объекта в список памятников. Если объект приобретает статус памятника, то это накладывает определенные обязательства на его владельца. Ему необходимо проводить текущий ремонт сооружения, согласовав его предварительно с уполномоченным органом, поддерживать объект в надлежащем состоянии, обеспечить его охрану. В данном процессе управление культуры исполняет функции рабочего органа комиссии по охране памятников.

Vox: Отдельно хотелось бы остановиться на археологических объектах. Их достаточно регулярно исключают из списка памятников. Я общался с археологами, и они сказали мне, что некоторые из этих объектов можно превратить в музеи под открытым небом. Что вы думаете по этому поводу?

М. А.: Археологические объекты приобретают статус памятника с момента их выявления. Многие из них при выявлении находились в аварийном состоянии. Так как памятники археологии вообще не значились в государственном списке до начала 2000-х годов, над ними отсутствовал государственный надзор, в связи с этим многие из них были уничтожены в результате самозахвата земельных участков и ведения хозяйственной деятельности на их территории. На основании экспертных заключений, после проведения исследовательских работ, некоторые памятники археологии были исключены из списка. Что касается создания музеев под открытым небом, сейчас рассматривается вопрос об использовании в этом проекте сохранившихся объектов археологии: к примеру, создание археологического парка «Боролдайские сакские курганы» в Алатауском районе.  Мы готовы рассматривать и изучать предложения по реализации потенциала археологических объектов. Главное — чтобы эти проекты имели свою концепцию, были интересны для туристов. Они должны иметь коммерческий потенциал, чтобы привлекать частные инвестиции. Инвесторы не будут вкладываться в заведомо убыточное дело.

М. А.: Мы отслеживаем ее по публикациям в прессе и смотрим, как она развивается. Когда горожане любят свой город и положительно влияют на какие-то процессы — это всегда хорошо. Если говорить конкретно об этом здании, то Управление архитектуры и градостроительства прокомментировало данный факт. Здание было построено в 1954 году. Это комплекс из трехэтажных блоков административного корпуса и общежития. Данный объект никогда не входил в список памятников культуры. Он относится к тем постройкам, которые можно перестраивать и реконструировать. Одна из самых авторитетных в данном вопросе организаций — институт строительства и архитектуры КазНИИСА — проводил его экспертизу, в ходе которой было сделано заключение, что несущие конструкции данной постройки не отвечают действующим нормам безопасности. Было рекомендовано прекратить эксплуатацию здания. Вы сами понимаете, что безопасность жителей — самое главное, и если есть даже потенциальная возможность аварии на объекте, городские власти не могут допустить этого. Я знаю, что Управление архитектуры находится в тесном контакте с группой гражданских активистов, а проекты по обустройству этого здания становятся достоянием СМИ.

К Дню города по Алматы будут развешаны баннеры и постеры. Установив специальное приложение Junaio, вы сможете получить полную информацию о городских событиях, просто наведя свой смартфон на одно из этих изображений. 

Vox: Кстати, был у нас в городе случай, когда даже статус памятника республиканского значения не остановил реконструкцию, изменившую облик здания. Я говорю сейчас о Дворце Республики. Как вы относитесь к тем изменениям, которые претерпело это сооружение?

М. А.: Каждый подобный случай, как я уже говорил, рассматривается комиссией — группой профессионалов. Проект реконструкции Дворца Республики также был ей рассмотрен. Дворец до сих пор остается памятником культуры. В то же время на сегодняшний день он стал большим предприятием, в отличие от многих других, полностью самоокупающимся. Государство не выделяет средств на его содержание, так как в этом нет необходимости. Дворец стал востребованным культурным сооружением в том виде, в каком он предстал перед горожанами после реконструкции. Более того, сейчас он является одной из самых современных и востребованных площадок подобного рода в нашей стране. Технологический прогресс не стоит на месте, и нужно отвечать требованиям сегодняшнего дня. К примеру, LED экран снаружи сооружения отлично приспособлен для проведения различных культурно-массовых мероприятий.

Источник: