Манипулятор Razer Hydra — новые ощущения от игр на ПК

Продукцию компании Razer знает каждый продвинутый любитель компьютерных игр. А вот имя Sixense должно быть мало кому знакомо. Между тем калифорнийская компания Sixense Entertainment Inc. с 2007 года активно занимается развитием собственной технологии отслеживания движения Sixense TrueMotion и в рамках этой работы развивает фирменный программный комплекс. Уже в 2008 году на калифорнийской конференции NVISION08 она представила полноценный рабочий образец принципиально нового игрового контроллера, о схеме работы которого мы поговорим чуть ниже. Тогда все только гадали, выйдет ли Sixense с новинкой на рынок игр для ПК самостоятельно или предпочтёт объединиться с такими игровыми гигантами, как Sony или Nintendo.

Прошло почти три года, прежде чем Sixense открыла все карты. Разработчик действительно решил объединить усилия, но не с ведущими производителями игровых консолей, а с ведущим мировым производителем игрового оборудования для ПК. Результат совместной работы впервые был представлен публике на выставке CES 2011, а сегодня новый контроллер движений находится уже в нашей тестовой лаборатории. Но прежде чем приступать к описанию возможностей новинки, давайте разберёмся с принципом работы этого устройства.

За последние несколько десятилетий немало различных компаний брались за разработку игровых манипуляторов, но серьёзного успеха на этом поприще мало кто достиг. Причина отчасти кроется не в отсутствии опыта или должных навыков у разработчиков, а в отсутствии нужных технологий. Так, игровые манипуляторы создавали на основе оптических и ультразвуковых датчиков, затем им на смену пришли устройства на базе инерционных технологий. Акселерометры и гироскопические датчики получили сегодня наиболее широкое развитие, а сами манипуляторы на их основе имеют высокую точность позиционирования при относительно низкой стоимости.

Но этот тип пространственных контроллеров, как, впрочем, и все предыдущие, способен рассчитать траекторию движения, но не положение в пространстве в данный момент времени. Самым известным контроллером с гиродатчиками можно считать адаптированный умельцами под ПК манипулятор Nintendo Wii Remote . К компьютеру это устройство удалось подключить за счёт наличия на его борту Bluetooth-интерфейса. Встроенный в Wii Remote оптический датчик PixArt позволяет определить, куда указывает манипулятор, но за движением манипулятора следит единственный акселерометр, что привело к низкой точности позиционирования устройства и к необходимости установки спешно выпущенного аксессуара Wii MotionPlus с парой дополнительных гироскопов.

Второй наиболее известный пространственный контроллер был разработан для игровой платформы Sony Playstation 3. Речь идёт о выпущенном всего год назад манипуляторе Sony PlayStation Move . Он так же, как и Wii Remote, определяет траекторию движения с помощью встроенного акселерометра, но для вычисления точного положения в пространстве в этом манипуляторе используется светодиодный датчик и подключаемая к приставке камера. Примечательно, что светодиод у PlayStation Move расположен в сфере, благодаря которой контроль за положением манипулятора можно вести во всех трёх измерениях. Тем не менее, сам манипулятор обязан находиться в зоне видимости камеры.

Новый контроллер движений Razer Hydra основан на совершенно ином принципе работы. Оптические и гироскопические датчики в нём заменяет индукционный магнитометр. Подключаемая к компьютеру базовая часть устройства оснащена измерительной катушкой, определяющей величину электродвижущей силы (ЭДС), возникающей от прохождения через её контур магнитного потока разной величины. Ну а сам магнитный поток создают подключённые к базе проводные манипуляторы, перемещение которых в пространстве и меняет величину измеряемого магнитного поля. По величине магнитного поля в данный конкретный момент времени можно вычислить точное положение манипулятора (относительно базовой части) и даже его ориентацию в пространстве. Причём точности вычисления максимально большие: до одного миллиметра и, соответственно, до одного градуса!

В отличие от конкурентов, манипуляторам Razer Hydra не требуется прямая видимость базовой станции, а сами манипуляторы могут работать и «перед» базой, и «за» ней, и даже «над» ней, что невозможно при использовании оптических датчиков. Но кое-какие ограничения у технологии всё-таки есть. Во-первых, радиус работы ограничен величиной излучаемого магнитного поля и в случае с Razer Hydra его оптимальная величина составляет 60-90 см. Сильно увеличивать магнитное поле нежелательно для здоровья, но разработчики заверяют, что у новинки оно более слабое, чем появляющееся в результате работы фена для волос. Цифр, конечно, никаких не приводится, но, в принципе, это похоже на правду. Другое ограничение связано с возможностью наводок от бытовых приборов (телевизоров ЭЛТ, микроволновых печей и других). Их магнитное поле действительно может вносить помехи в работу, как и, например, два близко расположенных друг к другу контроллера Razer Hydra.

Как видите, принцип работы новинки не только не революционный, но к тому же ещё и известен любому приличному школьнику, хотя бы время от времени почитывающему учебник физики. Но по каким-то причинам ничего подобного в массовой игровой индустрии до сих пор сделано не было, поэтому контроллер Razer Hydra с полным правом можно назвать пионером на этом поприще. Магнитная технология имеет огромный потенциал, так что в скором будущем стоит ожидать появления и других подобных устройств.

Конечно, нельзя не отметить наличие в комплекте поставки лицензии на игру Portal 2. Этот факт требует комментария. Дело в том, что на этапе разработки Razer Hydra в тандем из Razer и Sixense был приглашён ещё и третий участник — американская компания Valve Corporation , один из ведущих игроков на рынке компьютерных игр для ПК. Этой студии принадлежат такие шедевры, как Half-Life, Counter-Strike, Team Fortress и других. Испытания манипулятора решено было проводить на новом 3D-шутере Portal 2. В свою очередь, эта игра создавалась таким образом, чтобы раскрыть весь потенциал Razer Hydra. Кроме того, разработчиком были созданы дополнительные модули Sixense MotionPack DLC, доступные исключительно для обладателей Razer Hydra. Именно поэтому манипулятор и продаётся в комплекте с этой игрой.

Вообще, играть в Portal 2 можно и без Razer Hydra. Менее успешно или нет — сказать сложно, но ощущения от процесса будут точно иные. С другой стороны, с новинкой от Razer также можно играть и в другие игры, не дожидаясь выпуска новых, наиболее полно адаптированных. Ощущения от игр будут отличными от традиционных, но весь потенциал контроллера раскрыть, наверное, не удастся. На сайте производителя есть огромный список современных игр разных жанров , с которыми был протестирован новый манипулятор. На момент написания статьи в этом списке было 122 игры.

Выглядит новинка очень необычно. Комплект состоит из трёх основных устройств: базовой станции и двух соединённых между собой V-образным проводом манипуляторов. Форме манипуляторов наверняка позавидуют владельцы всех ранее массово выпускавшихся игровых контроллеров. Описывать изгибы линий словами бесполезно — это надо увидеть, а ещё лучше — пощупать. Сбоку пухлые манипуляторы очень похожи на нахохлившихся птиц, только без крыльев.

Как оказалось, такая оригинальная форма позволяет очень плотно обхватить корпус ладонью, а потому будет удобна большинству пользователей, включая обладателей богатырского телосложения. Разве что хрупкая девушка или ребёнок с маленькой кистью могут почувствовать дискомфорт. Оба манипулятора симметричны относительно продольной оси и предназначены как под правую, так и под левую руку. Примечательно также и то, что манипуляторы полностью выполнены из приятного на ощупь пластика с резиновым напылением, благодаря которому они почти не пачкаются и не скользят в руках.

В отличие от настоящих птиц, манипуляторы Razer Hydra в головной части вместо клюва и глаз имеют кнопки и джойстик. Последний установлен на короткой ножке и предназначен для управления большим пальцем. В верхней части джойстик имеет небольшую вогнутую площадку, куда очень точно ложится большой палец. Под джойстиком расположены пять кнопок: четыре пронумерованные круглые кнопки и одна совсем небольшая, продолговатая, явно предназначенная для выполнения не самых часто используемых действий. Все кнопки имеют очень чёткий короткий ход — нет даже и намёка на замыливание нажатия. Джойстик же отличается в меру длинными ходами, но максимально быстрым возвращением в нейтральное положение.

Там, где у настоящей птицы должен быть клюв, каждый из манипуляторов имеет ещё по две кнопки, напоминающие курки. Причём верхняя сделана короткоходной, а нижняя полностью имитирует оружейный курок — разве что не такая тугая. Когда устройство находится в руке, указательный и средний пальцы точно ложатся на оба «курка».

Не менее оригинально выглядит и базовая станция. Её круглый корпус выполнен из того же чёрного матового пластика, что и манипуляторы, а светящийся шар в центральной части сделан полупрозрачным. Сквозь тёмный пластик можно разглядеть находящиеся внутри индукционные электромагнитные катушки, так что этот элемент конструкции имеет не только декоративный характер, как может показаться на первый взгляд.

Для манипуляторов на корпусе базовой станции сделаны небольшие углубления. Развивая наше орнитологическое сравнение, можно отметить, что установленные на станцию манипуляторы сильно напоминают сидящих на ветке птиц. Причём сидят эти «птицы» на удивление надёжно. Смахнуть рукой их, конечно, можно, но от легкого неловкого прикосновения они разве что немного развернутся.

С базовой станцией манипуляторы соединяет тонкий многоконтактный интерфейс, рядом с которым, в углублении, расположен разъем Micro USB для подключения контроллера к USB-порту компьютера. В общей сложности проводов у комплекта немало, тем более что все они имеют большие длины для достаточного удобства работы. При этом провода манипуляторов одеты в защитную матерчатую оплётку, которая придаёт им дополнительную жёсткость.

Работа через USB-интерфейс — это важное отличие новинки от игровых пространственных контроллеров Nintendo Wii Remote и Sony Playstation Move. С одной стороны, это вносит некоторый дискомфорт, причём как физический, так и на уровне сознания: XXI век на дворе, нанотехнологии, а тут у такого прогрессивного устройства целые мотки проводов! С другой стороны, проводной интерфейс надёжнее и в большинстве случаев положительно влияет на точность работы. А ведь именно точности позиционирования не хватает беспроводным аналогам от Nintendo и Sony, чтобы их можно было считать профессиональными игровыми манипуляторами.