Людоед у джентльмена неприличное отгрыз — Мнения — Свободная Пресса

Интересное событие произошло в Москве. Группа «православных активистов» под предводительством Дмитрия Энтео (Цорионова) совершила нападение на проходившую в московском Манеже выставку под названием «Скульптуры, которых мы не видим», объединившую работы известных скульпторов Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта. Несколько работ пострадало.

Новостные СМИ возмущены. Первое, что приходит в голову: Ситуация с «Pussy Riot» отзеркалилась. Тогда люди, представлявшие, как им казалось, современное искусство, вторглись на территорию верующих, и это стало толчком к принятию закона «О защите чувств верующих». Теперь люди, представляющие, как им кажется, верующих, вторглись на территорию современного искусства. По логике, это должно послужить принятию какого-либо симметричного закона. Скажем — «О защите чувства прекрасного».

Если раньше объектами нападения становились всё больше резиновые клизмы (изображающие церковные купола) и что-то вроде портрета Богородицы, выложенного колбасой, то теперь речь идёт о настоящих материально-культурных ценностях -взаправдашних скульптурах из металла и камня. Да и художники не из последних…

Впрочем, говоря об искусстве, мало рассказывать — надо показывать. Посмотрим же, на что, вернее, на кого подняли руку эти, так сказать, хунвейбины.

Вот, например, работа Владимира Лемпорта «Евангелист Иоанн». Как видим, ученик Христа изображён здесь в благоговейной коленопреклонённой позе, но преклонение его зряче и слышащее: лицо поднято, глаза вытаращены, оба уха оттопырены руками — для удобства внимания Божественному слову.

Теперь рассмотрим работу Николая Силиса «Параскева Пятница». Изображение распятого Христа и плакальщиц в виде гниющей плоти отсылает нас к традиции культового изображения Голгофы: распятие, в основании которого покоятся череп и кости. Символика следующая: плоть бренна, только наши мысли, чувства, поступки, повторившись в других людях, переживут века. «Совершенная форма», перед которой благоговеют поклонники традиционного искусства, преходяща, только смысл, содержание имеют значение.

И наконец, Вадим Сидур, «Снятие с креста». Согласно традиции,тело Иисуса сняли с креста Иосиф и Никодим; женщины (Богоматерь, Мария Магдалина, Мария Иосиева) при том лишь присутствовали, однако художник с отвагой гения обращает наше внимание на следующее обстоятельство: казнённый был наг, а мужская нагота взыскует наготы женской.

Этот мотив весьма распространён в творчестве художника. Дабы не утомлять вашего внимания, обращу его лишь на этот выразительный графический лист (осторожно, уберите от экрана детей), прочие примеры вы сами без труда найдёте по запросу «Вадим Сидур».

Полагаю, большинство читателей будет возмущено не только видом самих скульптур, но и моим бесстрастным (а значит, как бы оправдывающим их) комментарием (лишь в первом случае я позволил себе немного иронии — сообразно малоуместному юмору самой работы). Однако следует принять во внимание то обстоятельство, что эти художники работали в 60−70-е годы, когда благоговение в отношении религиозной темы в нашем обществе было не принято. Это если не извиняет, то объясняет их.

Сегодня времена изменились, и устроителям вставки, быть может, стоило задуматься, надо ли делать «Скульптуры, которых мы не видим» достоянием столь широкого общественного внимания.

Проблема в том, что Лемпорт, Силис и Сидур не шарлатаны, а действительно мощные художники. Сидур при этом гений (хоть и неприятный, да, но что поделать), а Силис и Лемпорт яркие представители стилистики своего времени. Объявить их «эстетически несостоятельными», как любят делать лево-либеральные поборники всех и всяческих свобод в отношении тех, чья идеология им претит, мы не имеем права — хотя бы потому, что мы не левые либералы.

А что делать?

«Не нравится — не смотри», — советуют поборники свобод. Но, если я не смотрю, откуда же мне знать, что мне это не нравится? А если посмотрел и не понравилось, тогда что? Удавиться?

В отличие от, быть может, большинства читателей, я не вижу цивилизованного выхода из этого «цивилизационного конфликта». Снабдить выставку предупреждающими объявлениями — значит ещё пуще привлечь к ней внимание цорионовских партизан. Вовсе не проводить, провести в усечённом виде или где-нибудь на задворках — значит попытаться кастрировать историю искусства. Ведь всё это было, есть, «из песни слова не выкинешь». Искусство, дрянь такая, не пятачок, чтобы всем нравиться.

Единственное, что несомненно: нагнетать этот конфликт и требовать в нём для себя безусловной победы — означает увязать в нём ещё сильнее.

Надо, что ли, как-то больше говорить об этом… Говорить, а не перхать, задыхаясь от чувства собственной правоты.

Смотрите фоторепортаж:

Выставка в Манеже «Скульптуры, которых мы не видим»

Источник: