loiri

Вчера посетил выставку Украшение красивого, элитарность и китч в современном искусстве». Мне на глаза попалась интересная цитата из статьи 1939 г. левого теоретика Гринберга — китч, по его мнению, заклятый враг авангарда, воплощение буржуазного соблазна, поскольку позволяет манипулировать трудящимися массами, «… это замещение опыта и фальсификация чувств … воплощение всего поддельного, что есть в жизни нашего времени». Однако, объединив в рамках одной выставки коврики с лебедями, рисуночки с богатырями и стёбные концепты актуальногоискусства, устроители добились сильного, возможно не просчитанного ими самими эффекта. Пошловатый наив оказался полностью поглощённым философией постмодернизма и читается он в контексте выставки именно так — не «воплощением поддельного» и «фальсификацией чувств», но постмодернистской игрой, сильной и остроумной, и хотя порой циничной и провокативной — но очень актуальной и безусловно злободневной — единой — темой. Глуповатые лубочные картинки прошлого чередуются с новомодными ассамбляжами и концепт-объектами — и зритель, не зная, как «надо» реагировать, реагирует естественно, широкой улыбкой и блеском глаз. Прислушиваюсь: экскурсовод рассказывая о двух сторонах медали — «до Дюшана» и «после Дюшана». Но после того самого реди-мейд-писсуара никакого «до» уже нет, всё смешалось в единой игре в бисер, а деление на элитарное и китч — всего лишь стёб, потому что искусство как дефиниция — всегда в голове зрителя, лишь в нашей голове. Я вполне благодарен за такую проекцию — даже если она вышла вопреки желанию устроителей выставки. Лично я получил свой кусок жизни.

Source: