Литовские фотографы выставляются в Москве

«Каждой эпохе – свое медиа», – писал знаменитый канадский философ и один из создателей теории коммуникаций Маршалл Маклюэн. В XIX веке единственным визуальным каналом воздействия на умы, безусловно, являлась живопись. Однако следующее столетие прошло под знаком конкуренции кинематографа и телевидения. С началом нового тысячелетия многие люди отказались от ТВ и нашли пристанище в интернете, а из кино уходят один за другим великие мастера – Антониони и Бергман умерли в 2007-м, Дэвид Линч давно ничего не снимает, лишь Ларс фон Триер, единственный среди живых классиков, продолжает активную деятельность. Зато фотография благодаря развитию цифровых технологий будто обрела второе дыхание, и именно в этой сфере мы ждем появления новых гениев. Сейчас в столичном Центре фотографии имени братьев Люмьер проходит фотовыставка «Феномен Литовской школы».

Термин «Литовская школа» придумал советский журналист Анри Вартанов, когда в 1969-м году прибалтийские фотографы из западных пределов хрущевской империи выставлялись в московском Домжуре. Антанас Суткус учился мастерству по европейским журналам и даже не подозревал, что в будущем сам станет общепризнанным мэтром и столпом фотоискусства. Визуально работы Суткуса и его последователей очень отличались от всего, что делали советские мастера, и именно этим литовцы пленяли москвичей. Некоторая наивность и формализм лишь придавали очарования этим снимкам. Вместе с фотографиями Суткуса в Центре им. братьев Люмьер демонстрируется творчество его соотечественников Александраса Мацияускаса и Виталия Бутырина.

Данная фотовыставка – не единственная среди проходящих в эти дни в Москве. В пятницу 29-го октября в Центре эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» стартует интересный проект «Москва 1930-х годов в фотографиях и детских рисунках». В целом же в столице при желании легко найти мероприятие, так или иначе связанное с фотоискусством. Сегодня эта ниша расширяется, новое поколение фотографов предпочитает работать исключительно с цифровой техникой. Фонд «Объективная реальность» завел приятную традицию – показывать москвичам экспозицию победителей всемирного конкурса фотожурналистики World Press Photo. Последние два года эта знаковая для столичной публики выставка проходит на территории культурного центра «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной. Молодых специалистов – дизайнеров, фотографов, архитекторов – традиционно привлекают события, которые инициирует расположенный здесь институт медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка», основанный при поддержке меценатов Сергея Адоньева, Александра Мамута и бывшим генеральным директором издательского дома «Афиша» Ильей Осколковым-Ценципером.