Лауреаты «Инновации» придали премии солидности, считают эксперты

МОСКВА, 8 апр — РИА Новости, Ирина Саминская, Светлана Янкина. Лауреаты и члены жюри премии «Инновации», торжественное вручение которой состоялось в четверг вечером в Москве, уверены, что в этом году премия оправдала и свое название, и свой статус.

Одним из главных сюжетов общероссийской премии в области визуальных искусств «Инновация» в этом году стало выдвижение акции на Литейном мосту арт-группы «Война» . Исключенная, а затем возвращенная под давлением арт-сообщества в шорт-лист группа вызвала бурные дискуссии среди профессионалов и зрителей. За историей с «Войной» остались практически незамеченными другие номинанты и победители, некоторые из которых по скандальности вполне могут конкурировать с авторами «Х*й в плену у ФСБ!». Например, один из победителей в категории «Региональный проект», художник из Новосибирска Артем Лоскутов, так же, как члены «Войны», находится под следствием за проведение художественных акций-митингов «Монстрация» .

Победа Лоскутова на фоне победы «Войны» стала закономерной, уверен член жюри премии «Инновация» Андрей Ерофеев.

«Вчерашнее голосование — это точный выбор по всему, начиная с группы «Война» и включая Артема Лоскутова, Арсения Жиляева, Ирину Корину и других. Их проекты невозможно не замечать, и позиция жюри в этом году — надвкусовая. В этом году «Инновация» выглядит очень и очень солидно, тем более, что был собран удивительный состав в экспертном совете и жюри», — сказал РИА Новости Ерофеев.

Экспертный совет практически единодушно выдвинул «Войну» на «Инновацию» и отстаивал ее до последнего, пока жюри премии, в которое в этом году помимо Ерофеева вошли главный хранитель и руководитель департамента искусства музеев Лувра Мари-Лор Бернадак, искусствовед и куратор Екатерина Деготь, зав. сектором современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков, директор Московского музея современного искусства Василий Церетели и арт-директор Stella Art Foundaton Владимир Левашов, не направило письмо в оргкомитет, в котором сообщило, что голосовать будет по первоначальному списку вместе с «Войной».

На взгляд Ерофеева, действия и конечный выбор жюри этого года продемонстрировали невероятную свободу взглядов не только в масштабах России, но и Европы.

Он в очередной раз подчеркнул значимость акции «Войны» для протестного искусства и культуры в целом.

«Есть традиция искусства стрит-арта — протестного искусства по своей природе. Невозможно представить себе стрит-арт, где было бы написано «я люблю Обаму», или «обожаю Саркози». Вот, например, Жан Тэнгли поставил скульптуру фаллоса перед миланским собором», — прокомментировал Ерофеев один из самых спорных моментов — причастность к искусству акций группы «Войны».

Сам куратор и критик, автор выставки «Запретное искусство», за которую был обвинен в разжигании розни и приговорен к штрафу , Ерофеев называет произведение «Войны» памятником протесту.

«Надо также отметить мужество дирекции ГЦСИ: непросто заставить министерство поверить в то, что это произведение искусства, учитывая его вызов и провокационность. И вроде как давать ему премию — странно. Тем не менее, руководство ГЦСИ через это переступило и переступило жюри», — добавил собеседник агентства.

Как рассказал РИА Новости еще один член жюри Василий Церетели, исполнительный директор ММСИ, мнения были разные, а обсуждения — бурные.

«В итоге большинством голосов проект прошел», — добавил он. На взгляд Церетели, акция «Войны» — один из самых мощных проектов прошлого года. «Если рассматривать эту акцию в контексте мирового искусства граффити и стрит-арта, это наиболее интересный и уникальный по воплощению и масштабу проект — изобразить это за такое время не так уж просто», — считает Церетели.

Как известно, художники успели изобразить фаллос до развода моста за 23 секунды. «Никакой художник такого рода такую работу не делал, все ограничивались меньшими масштабами — поэтому наши ребята вписали себя в историю уличного искусства таким способом», — уверен Церетели.

Лауреат в категории «Новая генерация» художник Арсений Жиляев оценил победу «Войны» на «сто из ста».

«Жюри премии — большие молодцы, они взяли на себя смелость вручить премию все-таки «Войне» «, — сказал он РИА Новости.

«По тому, как выглядел шорт-лист премии, можно сказать, что она была одной из лучших за последние годы. То, что она открывает следующее десятилетие, — очень символично. На ней было представлено искусство нулевых — все оно было рассуждающее, думающее и по-настоящему инновационное», — сказал Жиляев, который помимо арт-деятельности курирует площадку «Старт» для молодых художников на территории «Винзавода».

На его взгляд, на выставке номинантов на «Инновацию» были показаны примеры настоящих художественных инноваций.

«Это суперклассно, что в «Инновации» начали принимать участие художнические эксперименты, реально опасные и с точки зрения истории искусства, и с точки зрения политической ситуации. В том, что такие проекты побеждают, есть большая смелость и жюри, и художников», — уверен Жиляев.

Премия «Инновация», учрежденная Минкультуры и ГЦСИ, существует с 2005 года. В разное время ее лауреатами становились Ольга Свиблова, Олег Кулик, Вадим Захаров, Оскар Рабин, Дмитрий Пригов, Андрей Монастырский и другие арт-деятели.

В этом году призовой фонд премии был увеличен до 1,5 миллионов рублей, что на полмиллиона рублей больше, чем в прошлом году. 400 тысяч рублей получает победитель в номинации «Произведение визуального искусства», 300 тысяч — за вклад в развитие искусства, по 250 тысяч рублей — за «Кураторский проект» и «Теорию. Критику. Искусствознание», 200 тысяч — за «Региональный проект» и 100 тысяч рублей — за «Новую генерацию».

Кроме «Войны», Лоскутова и Жиляева, в числе победителей этого года — Юрий Аввакумов с кураторским проектом «День открытых дверей», Антонио Джеуза с трехтомным исследованием «История российского видеоарта», Анна Желудь с инсталляцией «Продолжение осмотра». Жиляев также получил спецприз Stella Art Foundation, посольство Франции поощрило Максима Свищева, Алиса Прудникова и Ирина Корина получили премии фонда U-Art.