Культурная неделя: змеи, соцсети и Даниил Хармс — Санкт-Петербург, театр, кино, выставки — БалтИнфо.ru

В Малом зале Петербургского музея кукол 19 ноября открывается интерактивная предновогодняя выставка «Змейка моя!». Увлечение «восточным» календарем давно вошло в моду, а змея — главный персонаж наступающего года. Вниманию посетителей будет предложено около семидесяти интереснейших авторских работ: театральных, интерьерных и сувенирных кукол. Их создатели – хорошо знакомые жителямСеверной столицы художники по куклам Марина Орлова, Людмила Галумова и Елена Кузнецова. Рептилии предстанут в виде Китайской змеи Ши, Змеи-символа медицины, Таинственной Водяной змеи, Змеи–охранительницы богатства и т.д.

Как отметила художница Марина Орлова, работы которой составляют значительную часть экспозиции, маленькие ребятишки не очень любят полки с застывшими персонажами, поэтому будет много подвижных кукол и витрины не будут закрыты. «Я профессиональный театральный художник, поэтому змейки не столь декоративны, сколь рабочие. Они будут «выходить» из витрины, двигаться. Будет праздничное новогоднее освещение, гирлянды, ведь скоро Новый год. Будет на выставке четыре танцующие и поющие змеи, а также гремучая змея – змея-марионетка. Появится и грот со змеей, охраняющей сокровища. Одна будет в настоящем фонтанчике, ведь символ будущего года – водяная змея», — рассказала Орлова и напомнила, что китайцы считают, что змея приносит удачу.

По словам Орловой, у нас в стране змей недолюбливают, поэтому частушки и ругательства – это про отечественных змеюк. Например, на выставке будут представлены такие говорящие сами за себя работы, как «Змеиное гнездо», «Рассадник змей», «Пригрел змею на груди», «Змея подколодная», «Гад ползучий» и, конечно же, персонаж многих русских сказок «Горыныч». «Но все змеи с добрыми глазами и радостными улыбками», — подчеркнула художница.

По материалам и технике исполнения экспонаты весьма разнообразны, художники используют текстиль, папье-маше, дерево, слоеное тесто, применяют в работах и шитье бисером и роспись по ткани. Марина Орлова представит необычных кукол, снабженных специальными механизмами, позволяющими им двигаться и даже петь.

У Елены Кузнецовой очень интересные и смелые работы, яркие по фактуре, а у Людмилы Галумовой работы крайне декоративные, например, из сотни мягких бархатных цветов. «Ее змеи настолько красивые, что легко могли бы не только выставляться, но и украшать женскую шею, как боа», — рассказала о работах коллег Орлова.

22 ноября в Музее и галерее современного искусства «Эрарта» откроется выставка работ молодых художников «Социальные сети». Как рассказал куратор выставки Павел Маркайтис, музей «Эрарта» все время работает с молодыми художниками и раз или два в год устраивает групповые выставки. Это уже четвертая подобная выставка, есть постоянные авторы, но появляются и новые, которые ищут, где выставиться.

Тема этой экспозиции — любая художественная рефлексия на само явление социальных сетей, повальное увлечение которыми — настораживает. Уже сейчас социальные сети чуть ли не заменили СМИ. Художники Алексей Чижов, Денис Патракеев, Вадим Комиссаров, Мария Токаренко, Станислав Казимов, Константин Казанцев, Мила Арбузова и другие авторы размышляют в своих работах о том, не окажемся ли мы через несколько лет в мире, поглощенном соцсетями. «По наблюдениям, по представленным работам, авторов, прежде всего, волнует личностный аспект соцсетей. Пользователи соцсетей претерпевают определенные личностные изменения. Редактируя свой профиль, они создают виртуальный «я-образ», формирующий идентичность современного человека. В последнее время соцсети все чаще упоминаются как СМИ и даже инструмент классовой борьбы. Уже не верится, что когда-то все начиналось с недоверия и мифов о кровопийцах из спецслужб, следящих за пользователями», — пояснил куратор.

Ключевой работой выставки является монументальная картина Алексея Чижова «Мирные поля». Живописная работа, представляет из себя вольную интерпретацию классики, шедевра соцреализма Андрея Мыльникова «На мирных полях» 1950 года. Но теперь акценты сместились и, вместо крестьянок, бредущих в послевоенное время строить прекрасное будущее, на полотне Чижова изображены обнаженные мужчины, смущенно бредущие по маковому полю. «Эти мужчины бредут в идеологическом вакууме. Картина описывает социальную ситуацию, которая у нас сложилась в связи с недавними политическими событиями, когда люди выходили на площадь, но не знали, за что зацепиться. Картина и писалась во время этих событий, росла вместе с ними», — рассказал художник.

24 и 25 ноября в стенах Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского состоится премьера спектакля «Такого Театра» по дневникам Даниила Хармса «История Сдыгр Аппр». Эта постановка, по словам автора сценической композиции и исполнителя главной роли Александра Лушина, необычна тем, что в качестве одной из важных составляющих литературной основы взяты дневники Даниила Хармса, которые до сей поры на сцену никто не пытался переносить. «Это позволило нам, создателям спектакля, попытаться взглянуть на личность этого автора немного с другой стороны. Хармса, кажется, невозможно представить без юмора, но может все-таки удастся показать его немного не таким шутейником, забавником и эксцентриком. Всю свою жизнь он старался превратить в фантасмагорию, буффонаду, даже на бытовом уровне. Но если воспринимать его в контексте эпохи, конкретных исторических лиц, исторических событий, то он выступает фигурой трагической. Надеемся открыть другого Хармса», — подчеркнул актер.

Лушин отметил, что занимается изучением биографии Хармса, его творчества и личности давно. «С детских лет он приковал мое внимание к себе и не отпускает до сих пор», — признался он. В этом спектакле авторы пытаются рассказать о трагедии человека,который всю свою жизнь, судьбу «буквально положил на жертвенный алтарь только для того, чтобы сохранить свое право быть чудаком». «Нам известно множество исторических лиц, которым приходилось отстаивать свои идеалы — научные, философские и другие. Но в этом случае имеем дело с человеком, который просто хотел иначе смотреть на этот мир, — пояснил Александр Лушин. — То, что государственная и общественная машина в результате его смолола, представляется мне трагедией личности, большого творца и общечеловеческой трагедией».

Кстати, «История Сдыгр Аппр» — это название стихотворения Даниила Хармса, ни строчки из которого при этом не используются в постановке. «Для меня было важно звуковое сочетание на ассоциативном уровне. А жанр обозначен, как галлюцинации без антракта», — пояснил Лушин.

«Вы знаете, как умер Хармс?» — спросил Александр Лушин и напомнил, что писатель умер в тюремной больнице в 1942 году. «По одной из версий, его просто-напросто забыли в одном из корпусов больницы «Кресты». Но, несмотря на то, что монолог ведется от лица умирающего в тюрьме человека, вэтом спектакле будет юмор, мы хотим, чтобы зритель улыбался. В этом и заключается парадокс. Смех сквозь слезы», — подчеркнул Лушин.

20 ноября на сцене Большого Театра Кукол состоится премьера музыкального спектакля-концерта «Мадам Ивани» петербургского эстрадного театра «Битком» (выпускники СПбГАТИ, курс при театре «Лицедеи»), работающего в жанре комической эксцентрики. А представление «Мадам Ивани» — смелый эксперимент актрис театра и профессиональных музыкантов, синтез нескольких видов искусств: театра, музыки и, может быть даже, кино!

По словам главного режиссера постановки Сергея Ражука, зрители увидят на сцене шутливое представление – историю рождения звезды. «Поиграем в звезду, превращая события личной жизни певицы, все ее приключения в песни», — пояснил режиссер.

Лауреат международного вокального фестиваля-конкурса «Поющая маска» Анна Иванина вместе с коллективом музыкантов исполнит свои авторские песни, а также «каверы» на популярные композиции: песни Queen, Аллы Пугачевой, Мориса Альберта, Криса де Бурга и русские народные «Валенки».

На Малой сцене театра имени Ленсовета 25 ноября состоится премьера спектакля по пьеса известного итальянского драматурга и актера, нобелевского лауреата Дарио Фо и его жены, актрисы Франки Раме, «Свободная пара». Возможно ли сохранить долгие супружеские отношения, пользуясь «свободой», без серьезных взаимных обязательств и верности? Насколько могут быть свободными в своих отношениях мужчины и женщины? Этими и другими вопросами будут задаваться герои этой истории.

Приключенческий мультфильм «Хранители снов» от режиссера Питера Рэмси выйдет в прокат 22 ноября. Анимационный фильм от студии DreamWorks, подарившей нам мультипликационные блокбастеры «Шрэк», «Мадагаскар» и «Кот в сапогах», теперь расскажет историю о том, как злой дух Кошмарник посягает на самое дорогое — детские мечты. Всевозможные сказочные мультгерои впервые объединятся в команду «Хранители снов», чтобы спасти сновидения.

Хулиганистый юноша Ледяной Джек с волшебным посохом, способным замораживать все вокруг, будет спасать детские сны. На помощь ему придет мадам Зубная фея, брутальный Пасхальный кролик, мудрый Санта Клаус и другие известные герои. Отметим, что картина выходит в прокат без возрастных ограничений — «0+», что в наше время редкость.

Также в прокате появится патриотическая комедия «Невероятные приключения американца в Армении» про разочаровавшегося в жизни сына американского сенатора, которого с морского побережья Турции заносит ветром в маленькую горную деревню в Армении. Там его принимают за турецко-азербайджанского шпиона. Невероятные приключения надолго избавят его от хандры.

Трогательная и смешная история от режиссера Дэвида О.Рассела «Моя парень — псих» выйдет в прокат также 22 ноября. Роберт Де Ниро, Бредли Купер и Крис Такер в главных ролях заставят по-новому взглянуть на рутину жизни.

Источник: