Культобзор: наши камушки…

И всё-таки, как бы не менялись наши времена и наши нравы, выход в свет хорошей книги, по-прежнему, — самая хорошая новость. Тем более приятно начинать недельный, по определению не претендующий на какую-то сверхоперативность обзор с сообщения, которое ещё не «засветили» ни на одной из новостных лент. Итак, в свет вышла книга «Уездный город Н. и его окрестности». Кё автор — Марина Пахоменкова, заведующая Новоржевским филиалом Псковского музея-заповедника, великая труженица и неутомимый исследователь, автор «Энциклопедии новоржевских деревень». Это её усилиями из небытия, по существу, возвращены имена многих и многих людей, которые жили, работали, любили и страдали на этой земле…

— Она ещё теплая от краски и работы, — сказала Марина Михайловна, представляя книжку участникам круглого стола «Часовни хранят историческую память» в Государственном Пушкинском Заповеднике. В Новоржеве заветной книжицы пока только несколько экземпляров — тираж из Санкт-Петербурга, где «Уездный город…» печатали, ещё не привезли.

Формально книжка эта — путеводитель по Новоржевскому району Псковской области. Здесь дана стилизованная схема новоржевских дорог, и повествование движется, «на шаг впереди» путешественника. Вначале о самом Новоржеве, затем — о том, что можно увидеть, путешествуя по «трассам», первая из который «Новоржев — Пушкинские Горы»: рассказ о природных объектах, но более об исторических событиях и объектах (какие селения находятся по пути, кому принадлежали, что осталось сегодня) и, главное, — о характерах, которыми богата эта земля. Пламенный публицист националистического толка, ведущий сотрудник газеты «Новое время» и единственный из русских журналистов, приглашенных на всемирный конгресс печати в Сан-Франциско летом 1915 года, расстрелянный без суда и следствия в 1918-м Михаил Меньшиков…Виртуоз-балалаечник, обаятельнейший авантюрист и артист в любой жизненной ситуации Борис Трояновский… «Более подробно, чем другие, в новой книге представлен род Львовых, — поясняет Марина Пахоменкова. — Поскольку я многие годы занималась историей этой фамилии, у меня добросовестно многие авторы брали этот материал и скромно умалчивали о том, где брали, ну да бог с ними… Поэтому я здесь привожу и тайны этого рода, и небылицы. Но не рассуждения, а документы, потому что я человек документа».

А ещё у «Уездного города Н. …» необычная обложка. «Это наши камушки, — цитирует Марина Михайловна свою внучку Полину, — фрагмент стены сохранившегося в Новоржеве дома купцов Столбушинских».

Рецензировал книгу известный специалист по отечественной истории, профессор СПбГУ Евгений Анисимов. «Я не историк, но сознательно пошла на то, чтобы отдать работу ему на отзыв, хотя многие очень боятся», — признаётся Марина Михайловна и добавляет, что благодарна столичному исследователю за помощь в работе над книгой.

Впрочем, добавим, — жанр обязывает, и на последних страницах путешественник найдёт всякиепамятки: где найти еду и ночлег (вплоть до частных баз отдыха), как попасть в музей, даже как обратиться в администрацию района, если вдруг возникнет такая надобность…

Юные последователи новоржевца Бориса Трояновского, заметим, тем временем состязались в мастерстве в Пскове и в Великих Луках — кому где ближе. На прошлой и в начале этой недели в области завершали подготовку к традиционному фестивалю памяти Бориса Трояновского.

Концерты фестиваля в том же Новоржеве собирают полные залы, — свидетельствует Марина Пахоменкова, не преминувдобавить и о том, с какой радостью «узнают себя» в великом музыканте школьники, когда, например, слышат на экскурсии, как изобретательно Боренька обманывал бабушку, запрещавшую ему играть на «мужицком» инструменте… Одним из главных событий фестиваля вот уже много лет становится открытый областной конкурс ансамблей народных — не только струнных! — инструментов, в сферу которого оказываются вовлечёнными многие и многие школьники — учащиеся городских и районных музыкальных школ и школ искусств, студенты областного колледжа искусств, их педагоги и «болельщики» — друзья и родители.

Финал конкурса — он же и гала-концерт — состоится уже в эту субботу, 20 апреля, в концертном зале музыкального отделения Псковского областного колледжа искусств имени Н.А. Римского-Корсакова (ул. Воеводы Шуйского, 2). Традиционно, на торжественное открытие с участием творческих коллективов ПОКИ и на гала-концерт конкурса (11.00 и 12.00), а ещё и на мастер-класс известного исполнителя на балалайке, профессора Санкт-Петербургской консерватории Михаила Сенчурова (16.00) можно пройти совершенно свободно.

Самые разные — иногда диаметрально противоположные друг другу — отзывы вызвала в художественной среде выставка работ Ирины Гурской «Любовь над реальностью» , которую открыли в Псковском музее-заповеднике. Москвичка по рождению, успевшая поработать на Центральном телевидении, в Кремлёвском Дворце Съездов и даже в Большом театре — ещё в советские времена, в 1990 году она получила приглашение в Италию, приняла его и десять лет жила, училась и работала в Милане и в Неаполе. Но потом решила вернуться в Россию, и выбрала Псков и Печоры.

Необычной для Пскова и трудно-определяемой по стилю (может быть — «новый экспрессионизм»?) назвал на вернисаже выставку искусствовед Юлий Селиверстов, отметив при этом самоотдачу художницы и её восприимчивость к актуальным веяниям современного искусства. Художник Илья Сёмин, всегда ратующий за смелость и эксперимент, тоже вдруг заговорил об определениях: «…Для меня это что-то стоящее посередине экспрессивного абстракционизма и экспрессивного примитивизма».

Немного странным — если речь идёт о художнице с таким «послужным списком» и с богатой выставочной историей — рефреном во многих выступлениях звучали слова о неком «начале пути». Один из гостей выставки, отец Георгий из церкви Архангела Михаила , что в Мельницах — сын художника и сам художник по светскому образованию — деликатно-философски заметил: «Совершенно согласен с определением «начала пути». Но художнику всегда надо чётко для себя выяснить: «Куда же я иду?» Мы смотрим на мир, который всё больше и больше приходит в хаос, и самое интересное — из этого хаоса выстроить какое-то спокойствие, умиротворенность, даже истину, насколько можно её постичь…» Кроме того отец Георгий отметил тонкое чувство цвета у Ирины Гурской. А опытные экспозиционеры не смогли не оценить, как удачно художница, сама руководившая развеской, скомпоновала в выставочном пространстве, в общем-то, очень разнородные работы. И абстракции, и приближающиеся к традиционным портреты и пейзажи, и даже инсталляцию, открывающую выставку. В ней плоская ростовая фигура самой художницы жёстко указывает пальцем на корчащийся в углу плащ.

Источник: