Краеведческий музей подготовил Воронежу свой подарок – исторический

Я сейчас фактически под самой крышей Музея имени Крамского, святая святых, подниматься было не так просто и сейчас направляюсь в одно из 10 хранилищ, это самое маленькое, здесь порядка 200 полотен, и заодно то, что составляет нынешнюю экспозицию – именно в этом ящике хранятся так называемые 7 листов с гравюрами. Расскажите, пожалуйства, как именно они хранятся.

Владимир Добромиров, директор музея им. Крамского: «Дело в том, что эти гравюры – старейшая часть нашего собрания, они пережили и революцию, и гражданскую войну, и ВОВ и для того, чтобы их хранить и дальше мы купили специальные ящики-сейфы для хранения петровской гравюры. Здесь хранится по 10 штук в каждой секции, переложены специальной миколетной бумагой, они имеют вентиляционные отверстия, эти гравюры дышат благодаря отверстиям и прокладкам. — То есть все настолько строго, что даже вы – директор – сейчас не можете эти ящики открыть? — Только комиссионно и при чрезвычайных ситуациях. А в отсутствии главного хранителя».

Экспозиция уникальна хотя бы тем, что именно с нее начиналась история этого музея. В 2 залах выставлены 3 десятка изображений. Среди сюжетов – то, чем жила Петровская эпоха – сухопутные сражения, морские баталии, фортификационные сооружения, корабли и так далее – оригиналы, то есть медные и цинковые оттиски хранятся сейчас в Эрмитаже. А сейчас по поводу этой гравюры – слон, эпоха Петра Первого – какая здесь связь?

Валерия Меремьянинова, старший научный сотрудник музея им. Крамского: «Одно из событий петровской эпохи – это вход персидского посольства в Москву. И для любителей деталей интересно рассмотреть не только диковинных животных той эпохи – вроде слона, но и одежду того времени. Это было для того времени очень удобно, потому что каждый номер соответствовал определенному участнику действий, участнику шествия либо определенному названию того или иного животного».

Все эти сноски неспроста – ведь тогда гравюра была картиной, чертежом, картой и даже газетой. Вот пример – портрет корабела. А вокруг – детали корабля. По этой бумаге суда и строили. Пейзажей тоже масса – тогдашних Москвы и Петербурга. А вот Воронеж представлен только картой – видимо, на взгляд императора ничего интересного на родине флота не происходило. Тем не менее, экспозицией интересуются другие города – передвижной вариант скоро покатит по городам и весям. А ещё «Петровская гравюра» — одна из двух выставок, включенных в официальный план к празднованию 425-летия Воронежа.