«Конкуренция за места в первой двадцатке была жесточайшая»

Лонг-лист номинантов на Премию Кандинского комментирует председатель попечительского совета Премии ШАЛВА БРЕУС

– Лонг-лист и, соответственно, состав участников выставки номинантов в этом году получился по-настоящему звездный.

Состав действительно блестящий. В лонг-лист Премии впервые за ее историю вошли такие именитые художники, как Андрей Монастырский, Андрей Филиппов, Гриша Брускин, что для нас очень важно. Много интересных номинаций исходило в этом году именно от членов экспертного совета и жюри. (Напомним, что наряду с самовыдвижением кандидатуры на конкурс могут предлагать члены экспертного совета и жюриПремии, а также представители художественных институций – « Артхроника». ) Например, проект Андрея Монастырского предложил член жюри, декан Школы искусств Йельского университета Роберт Сторр, а новый проект Гриши Брускина предложила Алла Розенфельд, также член жюри Премии, известный историк искусства и куратор. Член экспертного совета Ирина Кулик номинировала Андрея Филиппова и АЕС+Ф. В некоторых случаях предложения экспертов совпали.

– Выставка номинантов Премии – первый выставочный проект, который пройдет в здании «Ударника» после объявления о планах создания там музея современного российского искусства. Что это означает для Премии, для выставки на практике, какие изменения по сравнению с прошлым годом произойдут в связи с этим?

Выставка откроется в «Ударнике» 26 октября этого года и продлится до 16 декабря, вплоть до церемонии награждения, которая также состоится в «Ударнике». В истории Премии впервые работы номинантов можно будет посмотреть непосредственно перед вручением. Также впервые зрители смогут прийти на выставку после церемонии, когда победители уже будут известны, а интерес к выставке достигнет своего пика.

Экспозиционером был выбран Кирилл Светляков – искусствовед, куратор, руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи. Архитекторы выставочного пространства – Игорь Чиркин и Алексей Подкидышев.

– Как впишется выставка в здание «Ударника», будут ли экспозиционеры использовать его особые возможности (например, кинозал) и как?

Выставка номинантов Премии Кандинского – это первое, спустя много лет, культурное событие в «Ударнике». Будет странно, если архитекторы не  используют все возможности этого уникального здания: кинозал, высоту потолка в16 метров, возможность без ущерба для экспозиции разделять потоки посетителей и пр. Зрителям покажут все этапы жизни «Ударника», все накопившиеся в этом здании «археологические» слои, от конструктивизма и сталинского ампира до оставшегося в наследство от казино фальшивого новорусского классицизма.

Экспозиция разместится на всех этажах, включая кинозал, там также будут выставлены работы художников. Для нас важно, чтобы выставочная деятельность и другие программы, в том числе образовательные, начали проводиться параллельно с основной реставрационной и масштабной работами по созданию музея, которую мы сейчас ведем.

– Каково ваше личное отношение к номинированию P ussy R iot на Премию Кандинского?

Мне кажется замечательным, что на Премию Кандинского может номинироваться любой художник вне зависимости от его социального статуса, мнения сильных мира сего, признания или непризнания обществом в целом и арт-сообществом, в частности.

Член экспертного совета Премии, арт-критик Ирина Кулик.

– Не является ли нарушением регламента Премии тот факт, что P ussy R iot находятся в заключении? Позволяет ли регламент Премии выдвигать лиц, находящихся в заключении?

Любой совершеннолетний гражданин РФ может принять участие в конкурсе. При этом он может проживать в другой стране, быть в дальнем плавании на подводной лодке, участвовать в боевых действиях или быть в заключении. Это не имеет никакого значения. Художник лишь должен подать на конкурс заявку, правильно заполненную и оформленную,  с личной подписью на документах. Это требование было выполнено, поэтому заявка была принята.

Веской причиной для снятия той или иной работы с конкурса может стать ее попадание в перечень экстремистских работ, вывешиваемый на сайте Минюста. Проекта Pussy Riot в данном списке не было.

Никаких изменений в регламент Премии в ходе голосования не вносилось и вноситься не может. Это было бы нарушением правил, которые мы сами установили. Потенциально такая возможность создавала бы соблазн каждый раз подгонять регламенты под конъюнктуру момента.

– Есть ли у вас право как у председателя попечительского совета Премии влиять на мнение и выбор экспертного совета или жюри?

К счастью, такого права у меня нет. Влияние попечителей на экспертный совет и жюри превратило бы премию в очередной междусобойчик. С самого начала Премия создавалась как независимый институт с независимыми жюри и экспертным советом. Я плохо представляю, как можно влиять на мнение профессора Роберта Сторра или на других крупных отечественных и международных специалистов, работающих в Премии. Любая такая попытка неизбежно закончится публичным скандалом.

Наша задача как организаторов – обеспечить соблюдение регламента Премии, обеспечить демократичность и прозрачность процедуры подачи заявок, а также полную объективность, точность результатов голосования экспертного совета и жюри. В этом нам помогают специалисты – международная аудиторская компания «Ernst and Young».

Акция Pussy Riot существует в диалоге с контекстом мирового искусства (вспомним известную акцию французских леттристов в соборе Нотр-Дам де Пари в 1950 году), использует давно опробованные художниками технологии, в том числе работу с медиа, Интернетом. Что касается художественной ценности акции, мы предоставляем судить об этом профессионалам – нашему экспертному жюри.

Лично я и организаторы Премии не подвергались никакому давлению. Это давление, причем как справа, так и слева,  присутствует, скорее, в сознании некоторых представителей художественного сообщества. От многих критиков, включая активных сторонников группы, сложно добиться  профессиональной оценки акции Pussy Riot . Задача Премии – именно такая объективная экспертная оценка.

Конкуренция за места в первой двадцатке была жесточайшая. В результате голосования по 10-балльной системе Pussy Riot набрали 80 баллов и таким образом не вошли в лонг-лист номинации «Проект года» (в лонг-листе на этот раз представлен 21 проект – « Артхроника» ), оставшись в третьей десятке. Столько же баллов набрали группа «МишМаш» и дуэт Виноградов – Дубосарский. Непосредственно перед ними в рейтинге идут Дмитрий Каварга и Петр Белый (81 балл) и другие художники, также не вошедшие в двадцатку. Позади Pussy Riot оказался проект Шульгина, Чернышева и Касича (79 баллов).

Источник: