«… Конечно, я хладнокровно увидел страну, которую можно и нужно любить»

Каждый зритель имеет возможность не только посмотреть представленные 380 фоторабот, но и оценить их, выступив в роли жюри. В специальной анкете вы можете указать работу, которая показалась вам наиболее интересной, наполненной смыслом или приятными эмоциями. Во время закрытия Фотовыставки все голоса будут подсчитаны, и таким образом будет определен и объявлен победитель — лидер зрительских симпатий.

Как мы уже сообщили вчера, на этот раз гостей на открытии Фотовыставки было много как никогда. Сегодня продолжаем публиковать их отзывы — и о нынешней фотоэкспозиции, и о Фотовыставке «Дня» в целом, и о 15-летии газеты.

— Невзирая ни на что, фотовыставка «Дня» наполнена оптимизмом, что очень радует. Особенно в тех реалиях, в которых живем. Это дает надежду. В том и важность СМИ, где так мало добра. Посмотрев получасовые новости, можно впасть в депрессию. А на самом деле жизнь такой не является. В ней есть также много любви. Очевидно, «День» уже давно понял, что для того, чтобы общество эволюционировало, нужно говорить о нашей истории, начиная с древнерусского периода, об исторических победах и солидаризироваться вокруг современных успешных инициатив. Потому что сплошной негатив и неконструктивная критика росту не способствуют.

Важно нам всем помнить, что Бог пишет ровно по человеческому кривому письму, которое пессимистически сползает вниз.

— Я постоянный ваш читатель и зритель, потому могу сказать, что из года в год фотовыставка приобретает все больших масштабов и становится еще более разножанровой. Она, в известной степени, стала фиксацией нашего времени. На этих фотографиях появляется современная Украина такой, какой она есть, — разной. На мой взгляд, из представленных снимков видно — украинцы, поняв, что они являются разными на западе, востоке, севере и юге страны, в конце концов осознали, что пора узнавать свою Родину, «осваивать» ее историю и культуру. Иначе говоря, переживаем что-то вроде того, как говорил Гарибальди: «Имеем Италию, а теперь давайте создадим итальянцев!». То есть имеем Украину, а теперь давайте создадим украинцев! (Речь идет о политической нации). Это познание себя может не проявляться в больших поступках. Наоборот, чаще в малых, на первых взгляд, незаметных. В конечном итоге, в оценках и суждениях. Как раз эти изменения в украинском сознании замечают в первую очередь фотографы «Дня», а затем все те, кто идет проложенным путем. Браво!

— Выставка интересная, много хороших снимков. Конечно, как всегда, есть определенная «борьба» между работами, более ориентированными на эстетику или философское виденье, и работами, которые отражают злободневные, социально актуальные вещи. Лично мне внутренне более близок первый вариант, но я прекрасно понимаю: в контексте журналистики без «социалки» не обойдешься.

Трудно определиться, какой именно снимок понравился больше всего. Возможно, тот, где маленькая капризная девочка резвиться в луже. «Руки» — тоже очень удачное фото. Или кот «За землю». Снимки из Вилково… Рассмешила «богатырская» троица Медведева, Януковича и Путина.

Традиционно на фотовыставках «Дня» присутствуют сюжетные серии. Сказать бы, истории с детьми, интересные кадры с животными, борьба за достоинство людей, отодвинутых нашим обществом на обочину, политика. На этот раз вырисовывались два очень четких новых сюжета, вовсе не по инициативе газеты или фотографов. Это снимки из «суда» над Юлией Тимошенко и снимки столкновений милиции с народом. Здесь есть и хорошие ракурсы, и креативные приемы, и все остальное. Но так хочется, чтобы в следующем году во время четырнадцатой фотовыставки таких фото больше не было! Только вот надежды на это мало, так как у «руля» страны, как это не досадно и не позорно, очутилась команда самодовольных злых авантюристов, которые пребывают в каком-то безумном порыве и даже не задумываются о последствиях своих действий.

Это поэт обращался к своим соотечественникам. Однако вопрос — «А что мы знаем о лице Украины?» — можно задать нам самим. И в том, что у многих украинцев нет ощущения своей страны, виноваты СМИ. Они нам сообщают все о заезжих гастролерах, и редко поедут в украинскую глубинку отснять репортаж.

И еще. Придите на фотовыставку «Дня». Во времена, когда наступает темнота, человек больше всего ищет подлинность. А там, на фотовыставке «Дня», как раз настоящая Украина.

— Раньше я читала газету «День» время от времени, а теперь принципиально на нее подписалась. Мне импонирует позиция «Дня», что ключ к будущему Украины — это, прежде всего, культура. Ведь все временные политические перипетии проходят, а культурное развитие остается. Не так давно мою мастерскую посетила одна пани, которая говорила, что, мол, многих сейчас охватило отчаяние. Я ответила: вы же спонсируете искусство. А что осталось от 20-х годов? Авангард. От 30-х годов — периода страшных репрессий? Роскошный реализм. Что осталось от 60-х годов? Искусство. И от 2000-х тоже останутся искусство и культура, потому газета «День» поступает очень мудро, в частности, и организовывая ежегодную фотовыставку. Замечательно, что происходит такое собрание интеллектуальной публики, что люди культуры, люди, творящие культуру, — журналисты, фотографы, писатели, художники — могут просто физически почувствовать себя бок о бок в общем пространстве. Это особенно значимо в контексте последних политических событий, учитывая которые, так необходимо чувствовать интеллектуальную поддержку. Поэтому открытие фотовыставки «День-2011» стало очень важным событием в украинском пространстве. Ведь это чрезвычайно человечная панорама всей Украины. Тема гуманизма, которая, казалось бы, ушла в андеграунд, здесь вышла на поверхность. И действительно, после просмотра представленных здесь работ выходишь с желанием идти в мастерскую, писать, жить, работать.

— Очень красивая, интересная, очень человечная, ностальгическая выставка. Мне кажется, она абсолютно для всех: и для высоких профессионалов, которые будут ценить определенные профессиональные, технические моменты, и для рядового зрителя, которого не оставит равнодушным каждый фотоснимок. Вот мне дали такую анкету: «Выбери лучшее фото», но я не могу выбрать самое лучшее. Каждая работа входит в сердце, потому что она сделана с любовью, со вкусом, с мыслью. У каждого фото есть идея — очень человечная, национальная идея. Собственно, на фотовыставке «Дня» представлена национальная идея — она о людях, для людей, для украинцев всех слоев, для интеллигентных украинцев. Для меня газета «День» — это вообще символ народного разума. Хотя в то же время это элитарное издание. Я ставлю «День» на самую высокую ступень пьедестала, поскольку он честный. На сегодняшний день газета «День» — это гордость и достоинство Украины. Бесспорно, в этом большая заслуга Ларисы Алексеевны Ившиной. Это человек, смотрящий вперед, видящий, кто настоящий, а кто — всего лишь гламур и лузга. А в «Дне» речь идет только о настоящем, потому мне кажется, что сейчас вся интеллигенция читает эту газету.

— Работы поражающие, потому что они действительно талантливо схватывают темы и моменты. (Здесь, кстати, присутствует много профессионалов, заинтересованных в этом деле, которые отзываются о фотографиях положительно). Многие снимки — это не просто фото ради фото, а снимок социально-общественного, культурного, другого проявления жизни. Например, меня больше всего поражают работы на тему туберкулеза, онкоболезней, это не может не затронуть душу. Ведь что бы мы не говорили о политике, жизни — это самое главное.

— Все представленные фотоработы созданы с большим вкусом. Несмотря на то, что сегодняшняя фотография — завтра уже история, ценность этих работ в том, что они высокохудожественные и моральные. С каким удовольствием я смотрю на фотографию, где Леонид Кучма на фуршете (работа Руслана Канюки «Йо-ма-йо». — Ред.)! А серия к 20-летию Независимости — это так бьет! Не было бы этого визуального ряда, газета все же многое потеряла бы. Хорошо, что «День» так многоаспектно работает. Впечатлений от увиденного на фотовыставке очень много. Приду сюда еще раз, потому что за один раз такое не охватить. Фотоискусство, как мне кажется, актуально для Украины, поскольку оно не является ни политическим, ни социальным, а просто обращает наше внимание на то, что вокруг проходит жизнь, в которой есть много интересного. Почему не любишь телевидение? Это довольно искусственная реальность, которая обращает внимание на вещи, в нашей реальной жизни не существующие. Можно любить свои сериалы, свои реалити-шоу, но основная беда в том, что реалити-шоу происходят вокруг нас ежедневно, а оценить их должным образом мы далеко не всегда в состоянии.

— На фотовыставке «Дня» я увидел страну, которую можно и нужно любить. Потому что и те, кто эту выставку организовывает, и те, кто делает эти работы, — люди, очень сильно любящие свою страну. Через фотографии эта любовь передается зрителям. И это то, чего, к сожалению, по большей части не хватает тем, кто этой страной руководит, или тем, кто относится к ней безразлично.

Лариса Алексеевна однажды сказала, что канал ТВi — это видеоверсия газеты «День». Это для нас очень большой комплимент, и мы это очень ценим. Действительно, фотовыставка — это альтернатива телевидению, взгляд на нас таких, какие мы есть, с любовью к нам и к тем людям, которые нас окружают. Таким и должно быть телевидение.

Я посещаю фотовыставку «Дня» ежегодно. И каждый раз это новая эмоция, связанная с тем, какой эмоцией живет страна сейчас. Эмоция всегда насыщенная, ее нельзя повторить. Поэтому все фотовыставки «Дня» для меня — постоянный процесс, позволяющий непрерывно чувствовать страну. Если ты немножко отойдешь от страны, людей, народа, то когда придешь сюда, снова почувствуешь себя его частью.

— Я получил огромное удовольствие, просматривая фотовыставку «Дня». Она позитивная, сильная, говорит о том, что мы живем, несмотря ни на что, что мы настолько сильные, что можем на свой мир смотреть критически, но по-доброму. В работах нет грубости, жестокости. Вообще газета «День» — это живая энергия, живая сила творения, это газета для людей определенной интеллектуальной ориентации. Волнует лишь то, что она единственная. Украина большая, и интеллектуальные прослойки разные. И в любой сфере, особенно в интеллектуальной, необходима конкуренция. На нынешней фотовыставке мне как художнику не хватает только черно-белого фото.

— Если коротко, то все, что я увидел на выставке, — святая правда. Когда осмотреть все фотографии, то можно увидеть, что часть из них, как говорят музыканты, в до-мажоре, некоторые — в до-миноре, а еще третьи, и они, возможно, самые ценные — трудно определить какой это жанр, но в них есть побуждение к мысли, размышлениям, анализу бытия. Эта характерная особенность выставки мне больше всего и интересна, и ценна. Также я бы выделил серию портретов в динамике, потому что не секрет, что некоторые фотомастера, в том числе и фотомастера, работающие в печатных изданиях, могут работать, как получилось. Но есть часть фотомастеров, которые более настойчиво, более трудолюбиво ищут ракурс, ищут тот свет, ту тень, ту мысль, те глаза. И именно этими портретами с очень-очень разными глазами мне запомнилась эта фотовыставка. Работа, которую мы наградили призом, наиболее близка к будничной жизни — той жизни, в которой живет рядовой киевлянин. Это улица: в той насыщенности, в динамике, в чем-то — и в беспорядке, и в пресыщении рекламой, знаками, зданиями, людьми, которую мы видим каждый день. Следовательно, мы не задумываемся, как мы пришли к этому и что будет дальше. Поэтому именно тот ракурс, который нашел фотомастер, является наиболее интересным.

— Главный редактор газеты «День» Лариса Ившина сказала правильно: это народное укрпрессфото. Если говорить об общегосударственных мероприятиях по фотожурналистике, то в нашей стране их нет. Есть литовское пресс-фото, есть пресс-фото Беларуси, а в Украине как-то не сложилось. Потому что это не приносит денег и нечего делить — неоткуда получить прибавочную стоимость. Поэтому конкурсами, касающимися украинской фотожурналистики, занимаются люди, которые чувствуют к этому умение и не хотят извлекать никаких материальных выгод. Газета «День» в этом — уникальна. Потому что она ничего не получает, кроме головной боли. Для того чтобы так замечательно организовать столько журналистов, спонсоров, нужно иметь высокий уровень менеджмента. Еще добавлю, очень приятно, что развивается детская секция: наши дети замечательно снимают. Они по эмоциональной насыщенности делают это лучше взрослых, которые имеют задние мысли — как продать фотографии или как их оценят. Поэтому детская фотография — это очень и очень важно. Большим плюсом является то, что над многими фотографиями из этой коллекции можно размышлять — долго стоять, находить второй план, третий план и это замечательно. Поэтому большое спасибо газете «День» за то, что она берет на себя такую тяжелую ношу.

— К фотографиям у нас — особое отношение. Ведь в каждой семье есть фотографии, мы их любим пересматривать, каждый раз мы погружаемся в воспоминания о своем прошлом, о самом лучшем прошлом. Фотовыставки газеты «День» — это тоже фотография нашей большой семьи — семьи Украины, которая дорога нам своими лицами, своим содержанием и символом. И это очень интересные фотографии и очень трудно выбрать наилучшие. Мы вместе с коллегой несколько раз пересматривали все снимки и выбрали 26. Потом путем опроса мы отобрали только три, ведь очень трудно отобрать лучшие из лучших. Потому что каждая фотография заслуживает признания, я бы наградила каждую. Очень приятно то, что эти фотографии увидит вся Украина, что вы даете возможность всем украинцам их увидеть. Ведь авторы снимков — это мастера, которые остановили мгновение и подарили этим мгновениям вечность. Пользуясь случаем, я поздравляю газету «День» с юбилеем. Я ее читаю и знаю. На ваших колонках много интересной и важной информации. Мне очень нравится «Україна Incognita». Я открываю для себя мир.

— Я поражена большим количеством красивых фотографий. Больше всего меня поразили фотографии детей. Потому что если мы говорим о качестве фотографий, то нет разницы между теми снимками, которые сделали дети и которые сделали взрослые. То есть, они настолько же профессиональны. Я даже заметила, что выражение, экспрессия, которые присущи детским фото, — более натуральны. Это заметно. На этой неделе мы работали на мастер-классе с международным фотографом Джакомо Пиротти, который учил детей искусству фотографии. И мы бы хотели поощрить детей больше использовать этот вид искусства для того, чтобы выражать свои эмоции. Мастер-класс был нашим призом. Еще к нам присоединилась компания Soni, которая подарила каждому ребенку фотокамеру. Я благодарна газете «День» за возможность гражданам Украины, особенно детям, самовыражаться через фото, и я уверена, что наше партнерство с газетой «День» будет еще больше поощрять детей к участию в конкурсе.

— На выставке представлена разноплановая, профессиональная, открытая, добродушная, чистая, зеленая Украина. Ей присущи человеческие отношения, которых нет больше нигде. Я желаю изданию не останавливаться в своем развитии, совершенствоваться, встретить 50-летие, потом 100-летие. Желаю «Дню» развиваться и дарить людям интеллектуальное наслаждение.

— Я третий раз на фотовыставке, организованной «Днем». Впечатления от увиденного более чем позитивные. Выставка — это шаг, приближающий Украину к европейскому цивилизованному уровню. Для меня существует несколько критериев цивилизованности. Это культура национального шрифта, используемого в разных визуальных проектах, культура национальной рекламы, и — фотография. Представленные сегодня снимки демонстрируют: Украина — действительно цивилизованное, европейское государство. Я не могу выделить какую-то одну работу, так как это означало бы занизить уровень других. На мой взгляд, нужно говорить об общем профессиональном уровне фотовыставки. И в этом контексте меня приятно удивляет отсутствие провальных фотографий. Хотя при таком объеме экспозиции должен был быть определенный процент неудачного материала. Но здесь такого нет. Уровень представленных фоторабот — профессиональный, креативный, цивилизационный. Фотовыставка «Дня» открыла настоящую, не бутафорскую Украину. Поэтому я желаю вам такой долгой и качественно нарастающей истории, как у британского метра прессы — The Times.

— На фотовыставке представлены разные категории фотографий, но профессиональный уровень от этого не теряется, а наоборот — усиливается. Во-первых, хочу отметить, что много есть жизненных фото, пронизывающих своей реальностью. Во-вторых, весьма поразили фото детей, которые, кроме того, что являются нашим будущим, демонстрируют своеобразное «чистое» миропонимание, наполняющее оптимизмом и верой в лучшее. В-третьих, очень понравились фото людей преклонных лет. И апогеем современной реальности стало фото спецподразделения «Беркут», оттесняющего народ. Содержание этой работы как нельзя лучше передает нынешнее положение дел в стране: если где-то будут недовольные, то их вытеснят. Я впервые на фотовыставке «Дня» и в моем понимании — это энциклопедия жизни Украины в миниатюре.

— Поработав несколько лет в Украине, я уже не представляю себе день без вашей газеты. Мне приходится читать много разной прессы, но самый интересный взгляд из всех украинских СМИ именно в «Дне». Особенно хочется отметить разделы «Культура» и «История и «Я», все статьи из которых я очень внимательно анализирую и часто черпаю для себя массу информации о прошлом и о знаковых культурных событиях, происходящих в разных регионах Украины. Для человека 15 лет — возраст юности, а для газеты это уже зрелость. «День» имеет свое лицо, свою позицию и этим очень интересен читателю. Я впервые на фотовыставке и потрясена увиденным. Это застывшие миги разных событий страны, жизнь без ретуши — с радостями и печалями… Привлекает то, что все работы очень человечные и добрые. Каждую фотографию хочется внимательно рассматривать. Например, эта коса — она узнаваемая, как нежно и тепло натруженные руки человека обнимают известную женщину-политика (фото «Руки» Владислава Мусиенко). В каждой фотографии есть свой ракурс, своя магия, которая завораживает и не отпускает зрителя, и в каждой работе есть свой подтекст… Мне очень понравилась добрая, с тонким юмором снятая работа Валерия Соловьева «Залыцяльнык» (стоит маленький мальчик на колене перед девочкой-крошкой: это больше чем ухажер и обольститель — столько во взгляде паренька задора и симпатии, просто потрясающе!) Я за этот снимок проголосовала, заполнив анкету, и как знать — может, меня поддержат и другие гости выставки, и эта фотография получит приз зрительских симпатий.

— Приятно, что фотовыставка дает шанс всем — как профессиональным фотографам, так и любителям — представить на конкурс свои работы. Замечательно, что «День», несмотря на непростые времена, связанные с мировым экономическим кризисом, поддерживает творческие начинания украинцев. Познакомившись с этой экспозицией, профессионалы смогут чему-то поучиться у мастеров, а аматоры — получить настоящий урок фотоискусства. Интересных работ представлено на выставке много, но мне особенно понравилась фотография Руслана Канюки «Твоя Україна», которая созвучна с одним из проектов нашего Фонда «Защита культурного наследия» и поддержанного газетой «День».

— За тринадцать лет киевляне привыкли, что осенью «День» организовывает фотовыставку, и с нетерпением ждут вашего вернисажа. Поэтому сюда приходят люди самых разных профессий и взглядов. Меня привлекает то, что работы заставляют думать, анализировать. Тут представлены фотографии, имеющие не только художественную ценность, но и обладающие огромной общественной значимостью. Это яркие, сильные и даже смелые работы, в которых фотокорреспонденты сумели ухватить суть событий, происходящих сегодня, запечатлели в неожиданном ракурсе известных личностей в главную секунду, ставшую уже историей. Особенно остро удалось репортерам запечатлеть нынешние политические события и передать нерв общественно-социального звучания. Меня привлекают работы, где фотомастерам изумительно удалось передать игру света и тени, колорит красок, неожиданный поворот в подаче объекта или личности. Меня не отпускает работа, на которой снят одинокий старик на фоне обветшалого дома. В ней и грусть, и горечь по прошлому, которое никогда не вернется, — старый человек и старый дом, каждый из которых мог бы многое рассказать.

— Выставка роскошная, хотя это не совсем то слово, которые отражает суть экспозиции. Роскошная — в смысле, что глаза разбегаются от количества интересных и оригинальных работ, сюжетов, историй. Есть фотографии душещипательные, трогательные, как, например, «Две подруги». Словно в капле воды, можно увидеть жизнь людей пенсионного возраста. Это за границей, выйдя на пенсию, люди много путешествуют, радуются жизни, а у нас для людей наступает печальная пора — безденежье, и они могут только мечтать о путешествии…Невозможно пройти мимо работы, на которой запечатлен мужчина, выглядывающий из полуразрушенного дома, а рядом висит фото, излучающее радость детства. Это полярные штрихи нашей жизни, и хорошо, что газета не зациклена на чем-то одном, а пытается дать калейдоскоп разных событий. Она дает широкую панораму Украины, и это меня привлекает в «Дне».